Вся органика в Солнечной системе имеет общее происхождение

Ученые нашли на комете Чурюмова-Герасименко большое количество органических веществ. Ее химический состав оказался идентичным жидкой составляющей метеоритов и колец Сатурна.

Комета Чурюмова-Герасименко
Комета Чурюмова-Герасименко. Источник: www.cometchaser.de

Органика в комете Чурюмова-Герасименко

Ученые из Университета Берна исследовали химический состав кометы Чурюмова-Герасименко. Для этого они использовали данные, полученные прибором ROSINA-DFMS, расположенным на борту космического аппарата Rosetta. Этот инструмент представляет собой масс-спектрограф с двойной фокусировкой, способный видеть ионы и нейтральные молекулы.

Аппарат находился на расстоянии около 200 м от поверхности этого небесного тела, и ему удалось проанализировать большую массу газопылевых выбросов, которые активизируются по мере того, как комета Чурюмова-Герасименко приближается к Солнцу. Результаты этих исследований показали присутствие неожиданно широкого спектра органических веществ.

На комете Чурюмова-Герасименко есть нафталин. Это не только то, из чего многие достают мечты об имперском величии, но и важный компонент биологических процессов. Также здесь много циклических углеводородов. Например, ученые идентифицировали бензойную кислоту, которая широко используется для создания запахов.

Органика с кометы
Органика на комете Чурюмова-Герасименко. Источник: Universtiy of Bern

Однако комета Чурюмова-Герасименко не только интересно пахнет. На ней находится широкий спектр веществ с так называемой пребиотической активностью. Проще говоря, именно с них начинается синтез тех молекул, которые способны эволюционировать. Например, здесь есть формальдегид. И все это свидетельствует в пользу теории, что именно кометы когда-то могли занести компоненты жизни на Землю.

Совместное происхождение всех органических молекул

Значительно важнее то, что кометы сохраняют внутри себя химическую композицию, которая была свойственна Солнечной системе в начале ее существования. Поэтому очень интересным оказалось сравнение найденной органики с другими образцами космоса.

В частности оказалось, что полученная композиция почти идентична растворимой органической составляющей метеоритов. Более того, она очень напоминает ту, что нашел аппарат Cassini во внутренней части колец Сатурна.

Все это свидетельствует о том, что во времена, когда Солнечная система представляла собой газопылевой диск вокруг новорожденного Солнца, в нем уже присутствовала органика. Это хорошо согласуется с теорией, что синтез таких веществ может происходить в открытом космосе.

Более того, органические вещества в облаке были распределены относительно неравномерно. Не было отдельных областей, где бы их синтез проходил независимо. То есть вся органика в Солнечной системе имеет общее происхождение.