Астролюбители помогли найти гигантскую планету

Добровольцы, участвующие в проекте Planet Hunters TESS, помогли астрономам обнаружить ранее неизвестную гигантскую экзопланету. Она является представителем достаточно редкой категории долгопериодических транзитных миров и содержит много тяжелых элементов в своем составе.

Экзопланета TOI-2180b в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/R. Hurt

Открытие астролюбителей

Planet Hunters TESS является одним из проектов гражданской науки. В его рамках все желающие могут анализировать данные, собираемые космическим телескопом TESS. Он ищет изменения яркости звезд, вызываемые транзитами их спутников.

1 февраля 2020 года участник проекта по имени Том Джейкобс обратил внимание на небольшое изменение яркости солнцеподобной звезды TOI-2180, расположенной в 379 световых годах от Земли. Ее блеск уменьшился на полпроцента, а менее чем через 24 часа вернулся к предыдущему значению. Джейкобс сообщил о своей находке профессиональным астрономам. В ходе последующих наблюдений им удалось зафиксировать новый транзит, тем самым подтвердив существование экзопланеты, получившей обозначение TOI-2180b.

Необычный гигант

Вновь открытая экзопланета представляет собой газовый гигант. Она обладает вытянутой орбитой с периодом обращения 260 дней, что является редким показателем для экзопланет, найденных при помощи транзитного метода. Как правило, они обладают периодами обращения, не превышающими месяц.

TOI-2180b также обладает необычным составом. Ее масса превышает массу Юпитера в 2,8 раза при схожем радиусе. По мнению ученых, это объясняется тем, что экзопланета содержит большое количество тяжелых элементов в своих недрах — их доля оценивается более чем в сотню масс Земли. Предполагается, что это могло произойти из-за поздней аккреции ледяных планетезималей на ядро TOI-2180b во время ее формирования.

Напомним, что недавно мы писали о том, как астроном-любитель открыл ранее неизвестную галактику.