В зоне обитаемости близкой звезды найдены две экзопланеты

Международная группа ученых объявила об обнаружении двух ранее неизвестных экзопланет. Их орбиты расположены в зоне обитаемости красного карлика GJ 1002, который входит в число пятидесяти ближайших к Земле звездных систем.

Система красного карлика GJ 1002 в представлении художника. Источник: Alejandro Suárez Mascareño and Inés Bonet (IAC)

Красный карлик GJ 1002 расположен на расстоянии 16 световых лет от Земли по направлению к созвездию Кита. Его радиус в семь, а масса в девять раз меньше солнечной. Температура поверхности звезды составляет 2700°C, она в 700 раз тусклее, чем наше светило.

Исследователи провели серию наблюдений GJ 1002 с использованием спектрографов ESPRESSO (он установлен на Очень большом телескопе ESO) и CARMENES (смонтирован на 3,5-метровом телескопе Обсерватории Калар-Альто). В ходе последующего анализа данных им удалось обнаружить отклонения в радиальной скорости красного карлика. Они вызваны воздействием гравитации двух обращающихся вокруг него тел, чья масса сопоставима с массой Земли.

Сравнение зон обитаемости Солнечной системы и системы GJ 1002. Источник: Alejandro Suárez Mascareño (IAC)/NASA

Первая из двух вновь открытых экзопланет совершает один оборот вокруг своего светила за 10 дней, вторая — за 21 день. Их орбиты расположены в зоны обитаемости системы. Так называют условный регион, где при наличии подходящих условий на поверхности экзопланеты может существовать вода в жидком виде.

К сожалению, ни одна из этих экзопланет не является транзитной, что на данный момент не позволяет определить их диаметры, а также выяснить, имеется ли у них атмосфера. Но исследователи возлагают очень большие надежды на Чрезвычайно большой телескоп ESO, который в настоящее время строится в Чили. Благодаря близости GJ 1002 к Земле возможностей новой обсерватории должно быть достаточно, чтобы провести спектрографический анализ экзопланет и определить состав их газовых оболочек (разумеется, если такие имеются).

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы обнаружили два водных мира в системе другого красного карлика.