Угроза из космоса: реальная опасность астероидов или чрезмерная сенсационность СМИ?

СМИ в последнее время любят распространять новости о том, как очередной астероид угрожает Земле близким пролетом. Иногда случается, что космические камни таки прорывается в атмосферу нашей планеты и сгорают ярким пламенем, иногда взрываясь при этом, как недавний болид над Киевом.

Впечатления художника от околоземных астероидов
Околоземные астероиды в представлении художника. Изображение: NASA

Но на поверхности Земли есть жуткие напоминания о том, как большие метеориты достигают поверхности и взрываются силой нескольких ядерных бомб. Аризонский кратер, глубиной 180 м и шириной 1200 м, яркий тому пример. Его падение 50 тыс. лет назад вызвало масштабные разрушения. Но такая космическая скала была относительно небольшой и ее трудно назвать «убийцей планет», в отличие от огромного астероида примерно 10-километровой ширины, который уничтожил большинство динозавров, образовав огромный кратер Чиксулуб.

Конечно, угроза нового значительного столкновения — будь то с астероидом шириной 100 или даже 1000 метров — является неотъемлемой, но у ученых есть оптимистичные новости. Новая перепись многих крупнейших астероидов, которые проходят мимо Земли, подтверждает, что пока нет известных угроз столкновения в ближайшее столетие. Даже вероятность столкновения в следующие тысячелетия чрезвычайно низкая.

Аризонский кратер
Аризонский кратер. Фото: Unsplash

В то же время исследователям известны около 20 крупных потенциально опасных астероидов, поскольку их отдаленная будущая траектория еще не определена. Важно, что эти конкретные астероиды, шириной километр или еще больше, пока что не вызывают тревоги у ученых. Однако новые исследования подчеркивают, что на протяжении тысячелетий в будущем некоторые траектории остаются неопределенными, и для полного исключения возможного столкновения требуется больше наблюдений.

«Нам нужна более подробная информация об этих астероидах, хотя вероятность столкновения все еще очень низкая», — сообщил Оскар Фуэнтес-Муньоз, исследователь из Университета Колорадо в Боулдере.

Оскар Фуэнтес-Муньоз провел исследование по планетарной защите, которое в настоящее время опубликовано на платформе обмена исследованиями arxiv и будет напечатано в журнале The Astronomical Journal.

Почему угроза столкновения с астероидом остается низкой?

NASA и ученые других организаций пристально наблюдают за небом, определяя потенциальные опасности от близких околоземных астероидов. Астрономы обнаружили почти 10 тыс. космических скал неподалеку от нас. Стоит отметить, что понятие «неподалеку» часто означает удаленность в миллионы километров. При этом каждый год ученые находят около 500 объектов величиной от 100 м. По оценкам ученых, неподалеку от Земли существуют еще около 15 тыс. неоткрытых астероидов. К счастью, более 90% крупнейших гигантов, шириной более 500 м, уже найдены и отслежены их траектории.

Однако будущий риск столкновения остается низким по двум причинам: наличие сведений о частоте астероидов, попадающих на Землю в настоящее время и в прошлом, а также отсутствие подтверждений каких-либо известных будущих столкновений с астероидами.

На удивление, ежедневно через атмосферу Земли падает примерно 100 тонн пыли и частиц размером с песок, которые сразу сжигаются. Каждый год по меньшей мере один астероид размером с автомобиль падает и взрывается. Столкновения объектов диаметром около 150 м происходят каждые 10–20 тыс. лет, а влияние, похожее на уничтожение динозавров, от скалы шириной около километра или более происходит на масштабах 100 млн лет.

Если коротко, то шансы на значительное столкновение в наше время очень малы, говорят астрономы.

Ранее мы сообщали о том, что небольшой астероид может упасть на Землю в 2046 году.

По материалам Mashable.