«Угольный мешок» над Очень большим телескопом

На представленном фото можно увидеть сотрудника Европейской южной обсерватории на фоне освещенного входа в один из четырех Вспомогательных телескопов, входящих в состав Очень большого телескопа (ESO VLT). В зависимости от поставленной исследовательской задачи они могут перемещаться по рельсовым путям и занимать на наблюдательной платформе до 30 различных положений, образуя единый «виртуальный» инструмент — Очень большой телескоп-интерферометр (VLTI).

Туманность «Угольный мешок» в небе над вспомогательным телескопом VLT. Протяженный трек правее и выше центра кадра оставлен искусственным спутником Земли. Источник: Gideon Yoffe/ESO

В небе над телескопом можно увидеть яркую полосу Млечного Пути. В ее центре выделяется характерное темное пятно. Это туманность Угольный Мешок. Она представляет собой холодное газопылевое облако, заметное только благодаря тому, что его частицы поглощают видимый свет от более удаленных объектов, из-за чего кажется, что на этом месте ничего нет. Туманность расположена на расстоянии 600 световых лет от Солнца и имеет оценочный диаметр в 60-70 световых лет. Заслоненные туманностью звезды все же можно увидеть при наблюдении на инфракрасных волнах, которые способны проходить сквозь пыль, почти не поглощаясь ею.

Стоит отметить, что на южном небе присутствует гораздо больше таких темных облаков космической пыли, чем на северном. Во многих местных культурах они идентифицируются с какими-то образами. Например, чилийская народность мапуче называет Угольный Мешок «позоко», что означает «колодец с водой».