Ученые обнаружили гигантскую звезду со спиральными рукавами

Астрономы, наблюдающие за центром Галактики, нашли молодую гигантскую звезду с газопылевым диском. Это кольцо имеет спиральные рукава, похожие на те, что есть у галактик. Ученые считают, что их появление вызвало прохождение вблизи массивного объекта.

Заря со спиром рукавами подобна Галактике
Звезда со спиральными рукавами подобна Галактике. Источник: Space.com

Звезда со спиральными рукавами

Ученые из ряда китайских, американских и европейских университетов недавно сообщили об открытии необычной молодой звезды. Они изучали центральный регион Млечного Пути с помощью массива радиоантенн Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) и заинтересовались газопылевым диском вокруг одного из молодых светил в этом регионе.

Газопылевой диск является привычным явлением для многих молодых звезд. Правда, в основном они изучены для объектов небольшой массы. На этот раз ученым удалось увидеть такую ​​структуру у светила, которое весит в 32 раза больше Солнца.

Использование ALMA позволило получить точность наблюдения в 40 миллисекунд дуги. Этого оказалось достаточно, чтобы разглядеть диск шириной в 4000 а.е., окружающий только формируемую звезду О-класса. Оказалось, что в нем существует спиральная структура, похожая на рукава, характерные для галактик. Ранее у объектов звездной массы ничего подобного не наблюдалось.

Однако этому явлению быстро нашли объяснение. По мнению ученых, причиной является близкое прохождение вблизи звезды массивного объекта примерно 10 тыс. лет назад. Его масса оценивается как минимум в три солнечных.

Так прохождение массивного объекта образовало спиральные рукава
Процесс образования спиральных рукавов в звезде. Источник: SHAO

Происходящее в центре Галактики

Особый интерес вызывает тот факт, что все это произошло вблизи центра Млечного Пути. В этом регионе находится не только сверхмассивная черная дыра Стрелец А*. Здесь также хватает разнообразных газопылевых облаков, таинственных структур, которые активны в радиодиапазоне, пульсаров и других объектов.

В конце концов, здесь хватает молекулярного водорода, который создает уникальные условия звездообразования, не похожие на те, что существуют в облаках в окрестностях Галактики. С одной стороны, «строительного материала» здесь очень много. С другой — его все время оттягивает на себя сверхмассивная черная дыра.

В таких условиях формируются массивные звезды, жизнь которых недолгая, но яркая. Новое исследование свидетельствует, что они также часто сближаются друг с другом. И эти процессы порождают удивительные формы, такие как звезда со спиральными рукавами.