TESS обнаружил три экзокометы у звезды Беты Живописца

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В 1983 г. спутник IRAS обнаружил избыток инфракрасного излучения, поступающего от β (беты) Живописца — молодой звезды, расположенной на расстоянии 63 световых лет от Солнца.

Исследователи предположили, что это светило окружено осколочным диском, который состоит из пыли и обломков, оставшихся от некогда окружавшего его протопланетного диска. В последующем астрономы подтвердили эту теорию, сфотографировав дискообразную структуру в окрестностях звезды.

Фотография Беты Живописца, сделанная телескопами ESO. На снимке можно увидеть окружающей звезду осколочный диск и вращающуюся вокруг нее экзопланету. Источник: ESO/A.-M. Lagrange et al

В период с октября по февраль 2018 г. космический телескоп TESS выполнил ряд наблюдений β Живописца. Проанализировав собранные им данные, австрийские астрономы идентифицировали три падения яркости звезды, вызванные прохождениями непрозрачных тел по ее диску. Однако они были вызваны не экзопланетами: кривая изменений блеска светила имела ассиметричную форму, что соответствует транзиту объектов, имеющих протяженный хвост.

С учетом этого, а также факта наличия у β Живописца осколочного диска, астрономы пришли к выводу, что TESS зарегистрировал транзиты экзокомет. Поскольку они наблюдались однократно для каждого из тел, исследователям сложно судить об их характеристиках. Предполагается, что это достаточно крупные ледяные объекты, находившиеся на относительно небольшом расстоянии (менее 3 а.е.) от звезды.

Стоит отметить, что это не первое обнаружение экзокомет у β Живописца. В ходе наземных наблюдений, которые производились при помощи смонтированного на 3,6-метровом телескопе ESO приемника HARPS, астрономам удалось идентифицировать две популяции тел, состоящие из сотен ледяных объектов. Первая состоит из старых комет, уже совершивших множество оборотов вокруг звезды. Они растеряли большую часть запасов летучих веществ и движутся по весьма разнообразным орбитам. Вторая популяция состоит из намного более активных экзокомет, расположенных на близких орбитах. По всей видимости, они образовались в результате недавнего разрушения одного или нескольких крупных тел.