TESS обнаружил экзопланету, плотность которой в четыре раза меньше плотности воды

Использовав данные, собранные телескопом TESS, астрономы обнаружили ранее неизвестную экзопланету. Особенность находки заключается в том, что средняя плотность тела почти в четыре раза меньше плотности воды.

Экзопланета у красного карлика в представлении художника. Источник: NASA

Основной задачей телескопа TESS является наблюдение 200 тысяч ближайших ярких звезд с целью обнаружения их компаньонов. На сегодняшний день аппарат  нашел 5400 кандидатов в экзопланеты. Астрономам удалось подтвердить статус 199 из них.

Недавно этот список увеличился еще на одну позицию. Американским исследователям удалось подтвердить существование экзопланеты TOI-3757 b, которая обращается вокруг красного карлика, расположенного на расстоянии 578 световых лет от Земли. Она представляет собой газовый гигант. Радиус TOI-3757 b на 9% превосходит радиус Юпитера. При этом ее масса составляет лишь 27% от юпитерианской. Это дает среднюю плотность в 0,27 г/см³, что почти в четыре раза меньше плотности воды.

На данный момент TOI-3757 b является наименее плотной экзопланетой, найденной у красного карлика. Иногда подобные характеристики объясняются тем, что планетарная атмосфера разогрета до экстремальных значений. Однако равновесная температура TOI-3757 b составляет всего лишь 390°C, чего недостаточно для ее «раздутия». В связи с этим ученые выдвинули две основные версии, объясняющие феномен. По одной из них он состоит в низкой металличности ее родительской звезды. По другой — в приливном разогреве недр, вызванных эксцентриситетом орбиты.

Вы также можете почитать о том, как астрономы нашли три звезды, которые «замаскировались» под планеты.