Телескоп Chandra прекратил наблюдения из-за сбоя

Инженеры NASA отключили камеру высокого разрешения рентгеновского телескопа Chandra из-за проблем с ее энергоснабжением. Об этом говорится в сообщении, опубликованном в твиттер-аккаунте миссии.

«Большая обсерватория» NASA

Chandra является одной из  т.н. «Больших обсерваторий» NASA. Такое название получили четыре космических аппарата, запущенные аэрокосмической администрацией в конце XX — начале XXI века. Помимо Chandra, в их перечень также входят телескоп Hubble, инфракрасный телескоп Spitzer (прекратил работу в 2020 году) и гамма-обсерватория Compton (сведена с орбиты в 2000 году).

Вывод телескопа Chandra в космос. Источник: NASA

Обсерватория была запущена в 1999 году космическим челноком Columbia. Ее масса вместе с разгонным блоком составляла 22,7 тонны. Это абсолютный рекорд по массе груза, когда-либо выведенной в космос шаттлом. После отделения от многоразового корабля Chandra перешел на вытянутую орбиту с перигеем 14,3 тыс. км и апогеем 134,5 тыс. км, на которой он находится по сей день. Номинальный срок службы телескопа составлял 5 лет, но благодаря отличным результатам работы впоследствии он неоднократно продлевался. При этом, в отличие от расположенного на низкой околоземной орбите телескопа Hubble, к Chandra никогда не отправлялись миссии обслуживания.

Технические проблемы Chandra

К сожалению, внушительный возраст обсерватории постепенно дает о себе знать. За последние годы она несколько раз сталкивалась со сбоями в работе своих научных инструментов и переходила в безопасный режим. Последнее подобное событие произошло в сентябре 2021 года.

Телескоп Chandra на орбите в представлении художника. Источник: NASA/CXC/SAO

Несмотря на нарастающее число неполадок, Chandra по-прежнему остается одним из главных телескопов современности. Он используется для наблюдения таких экзотических объектов, как черные дыры и нейтронные звезды, исследования влияния темной энергии на галактики, изучения взаимодействия звезд и экзопланет, а также поиска источников гравитационных волн.

В настоящее время специалисты занимаются выяснением причины нового сбоя телескопа. Уже на следующей неделе они планируют возобновить наблюдения с использованием другого научного инструмента обсерватории — спектрометра ACIS.

Напомним, что недавно мы публиковали подборку эффектных космических фотографий, полученных при помощи телескопа Chandra.