Спутники Starlink испортили тысячи фотографий телескопа Hubble

Постоянно растущее количество спутников SpaceX Starlink создает проблемы для наземной астрономии. Новые исследования показывают, что космические телескопы, такие как Hubble, тоже начали страдать от них.

Starlink
Фото Hubble, испорченное спутниковыми полосами Starlink

Спутники на низкой околоземной орбите вращаются вокруг Земли каждые 90 минут. Учтите тысячи спутников, работающих сейчас на орбите, и вы сможете быстро оценить проблему. Космический флот сателлитов Starlink и OneWeb обостряет проблему каждый год, засоряя поле зрения телескопов создавая неприятные полосы на астрономических изображениях.

Ситуация настолько серьезна, что ученые объявили спутниковые созвездия экзистенциальной угрозой астрономии. Исследование, опубликованное на этой неделе в журнале Nature Astronomy, показывает степень влияния растущего роя спутников на космический телескоп Hubble.

Ухудшение ситуации

Исследование под руководством Шандора Крука из Института внеземной физики Макса Планка в Германии показало, что 3,7% изображений телескопа Hubble, сделанных с 2009 по 2020 год, были испорчены спутниковыми полосами. В 2021 году эта цифра выросла до 5,9%. К тому времени на орбите было 1562 спутника Starlink и 320 от OneWeb.

Очень большая спутниковая полоса
Очень большая спутниковая полоса, появляющаяся на этом изображении от Hubble

Ученые использовали алгоритм искусственного интеллекта для анализа более 100 тысяч отдельных изображений в рамках проекта Hubble Asteroid Hunter. Алгоритм был обучен обнаруживать изображения, испорченные спутниковыми полосами, и игнорировать подобные следы, вызванные естественными явлениями, такими как астероиды, гравитационные линзы и космические лучи. Анализ прекратился в 2021-м, но с тех пор прошло два года, и ситуация сейчас гораздо хуже.

Астрономы стараются не допустить ухудшения ситуации. Международное сообщество обратилось в Организацию Объединенных Наций с просьбой о помощи создать экспертную группу по этому вопросу.

Попытки решения проблемы для Hubble

В то же время астрономы не совсем беспомощны, поскольку они могут применять различные данные и методы фильтрации, чтобы идентифицировать и спасти испорченные изображения. Как сообщила NASA, большинство из снимков все еще пригодны для использования. Однако дополнительное время на реставрацию и стоимость астрономических исследований будут только увеличиваться.

Hubble
На этом изображении телескопа Hubble видны три четкие полосы

Астрономы также просят спутниковых операторов сделать что-нибудь со своей стороны. К примеру, уменьшить отображение своих спутников. SpaceX уже экспериментировала с некоторыми методами смягчения влияния Starlink на астрономию. Например, использовала темную краску или козырьки для уменьшения отражающих свойств поверхности. К сожалению, эти методы оказались не слишком эффективны.

Hubble сейчас работает на высоте около 540 км над поверхностью, что примерно на 10 км ниже, чем некоторые из самых высоких спутников Starlink. Эффективным решением может быть значительное увеличение орбиты космического телескопа, которая резко сократилась в течение десятилетий. NASA и SpaceX сейчас разрабатывают план, чтобы определить, возможно ли подобное.

Ранее мы сообщали о том, что SpaceX запустила первую партию следующего поколения Starlink.