«Спектр-РГ»: российские ученые против Рогозина

Конфликт вокруг орбитального телескопа eROSITA, который несанкционированно пытается включить глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, набирает обороты. Против него выступил ряд российских ученых. Они заявляют, что такие действия по обсерватории «Спектр-РГ» без согласования с Германией могут иметь катастрофические последствия.

Орбитальная обсерватория
Орбитальная обсерватория «Спектр-РГ»

Конфликт вокруг «Спектр-РГ» продолжается

Попытки главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина несанкционированно получить доступ к космическому телескопу eROSITA, размещенному на аппарате «Спектр-РГ», получили неожиданное продолжение. Против его инициативы выступили даже ученые из страны-агрессора.

«Спектр-РГ» — это российская орбитальная обсерватория, работающая в рентгеновском диапазоне. Но ее главный инструмент — eROSITA — разработан институтом Макса Планка. Академии наук рф принадлежит только дополнительный телескоп. И с началом войны немцы перевели свою собственность в безопасный режим.

Намерения Рогозина фактически присвоить телескоп неожиданно наткнулись на сопротивление научного консультанта «Спектра-РГ» академика Рашида Сюняева. Он выразил обеспокоенность тем, что попытка включить eROSITA без участия европейцев может закончиться плохо. Кроме того, по его мнению, такие действия никак не способствуют взаимопониманию между людьми.

Обмен мнениями

Но Рогозин привычно продемонстрировал твердость в собственной глупости и продолжил настаивать на попытках включить телескоп. Но на этот раз ему ответил председатель РАН Александр Сергеев. По его словам, попытка включения телескопа без европейских партнеров может повредить аппарат. И именно сейчас российские астрономы ведут переговоры по этому поводу с европейскими коллегами.

Но глава «Роскосмоса» не согласился даже с ним. Похоже, что из председателя гражданского научного агентства он окончательно превратился в поставщика баллистических ракет для армии. Рогозин призвал ученых действовать исключительно в интересах национальной науки.

Председатель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин
Дмитрий Рогозин

После этого с заявлением о значительных негативных последствиях попыток несанкционированного доступа к eROSITA выступил глава российского Института космических исследований Лев Зелёный. От имени ученых своего учреждения, он высказался против этого.

Это заявление является наиболее интересным, ведь Институт космических исследований РАН — это именно то учреждение, которое должно обрабатывать данные eROSITA. И именно в интересах его ученых вроде бы действует Рогозин. Это значит, что он об этом банально лжет.

Конфликт в российском космосе

Естественно, слова Зеленого не произвели на Рогозина никакого впечатления. Он уже заявил, что на то, чтобы понять алгоритмы и подключиться к телескопу, не вызывая никакого беспорядка, уйдет от двух до четырех месяцев. Проще говоря, он предлагает осуществить хакерскую атаку на eROSITA.

Абсолютно понятно, что для Рогозина украсть немецкий телескоп так же просто, как для какого-нибудь русского солдата стащить из украинского дома стиралку. Возможно, он даже мог бы хвастаться «трофейными» научными данными.

Но российские ученые выдают, что они ко всему ужасу, что творит россия в Украине, не имеют никакого отношения. Они вне политики. И такое поведение для них все еще неприемлемо. В частности, тот же Сюняев заявил, что хотел бы, чтобы и за 10 — 20 — 30 лет европейцы были уверены в возможности размещать свои научные приборы на российских космических аппаратах.

Последние несколько месяцев Рогозин делает все, чтобы разорвать все связи с западным миром в космической сфере. И это вызывает разногласия с российскими учеными, заинтересованными именно в сотрудничестве. Но на этот раз Рогозин, похоже, решил затянуть в грязные дела и их.

Конфликт все еще продолжается, и чем закончится — неизвестно. Германия включать устройство отказывается, но переговоров с россиянами не прекращает. Похоже, что у этой истории будет продолжение.

По материалам www.nasaspaceflight.com