SpaceX создаст спутниковую платформу для военных, а NASA рассказала о причинах переноса миссии Artemis II: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: ученые хотят создать магнитный парус для межзвездных полетов, NASA готовится запустить новый космический телескоп, а мы рассказываем, почему на космических фотографиях не видно звезд.

«Гравитация объясняет движение планет, но она не может объяснить, кто приводит планеты в движение».

― Исаак Ньютон

Миссия Artemis II к Луне отложен на два года из-за цепочки неудачных решений

Полет Artemis I уже находится на финишной прямой, но следующая миссия Artemis II с астронавтами на борту состоится не раньше 2024 года. В NASA объяснили, что причина такого разрыва между Artemis I и II сводится к деньгам. Финансовые проблемы начались с бюджетной дыры в 100 млн долларов восемь лет назад, которую подрядчик Lockheed Martin создал экономией на бортовых компьютерах. Это положило начало серии неудачных событий, повлекших ужасную задержку.

Охотник за астероидами NASA будет запущен в 2028 году

NASA окончательно одобрила миссию NEO Surveyor, утвердив ее бюджет и график. Космический телескоп будет запущен в 2028 году. Его главная задача — обнаружить  90% околоземных астероидов размером свыше 140 м.

NEO Surveyor получит полуметровое зеркало и инфракрасную камеру, способную вести съемку в спектральном диапазоне от 4 до 10 мкм. Его рабочая позиция будет располагаться на расстоянии 1,5 млн км от нашей планеты в точке Лагранжа L₁ системы Земля-Солнце, где он сможет сканировать большие области неба в поисках астероидов. Ожидается, что телескоп сумеет выполнить поставленную задачу в течение первых десяти лет своей работы. Общий же срок службы NEO Surveyor должен составить не менее 12 лет.

Магнитный парус и ионный ветер

Исследователи предлагают применять для межзвездных полетов не громоздкий солнечный парус, а магнитное поле. Оно позволит получать импульс от вылетающих из Солнца ионов, несущих гораздо больше энергии, чем фотоны. Правда, заряженные частицы движутся в космосе со скоростью всего 700 км/с, что составляет всего четверть процента световой. Однако ученые рассчитывают использовать «динамическое парение» на границе межзвездного пространства. Это явление используют птицы, которым трудно разогнаться исключительно благодаря собственным мышцам. Ускориться им позволяет встречный ветер.

SpaceX создаст спутниковую платформу для военных

SpaceX сообщила о разработке новой спутниковой платформы, получившей название Starshield и предназначенной для вывода на орбиту полезных нагрузок для правительственных и военных заказчиков. Она должна базироваться на архитектуре Starlink. Основной упор будет сделан на миссиях в интересах национальной безопасности. Речь идет о новом семействе спутников с модульной конструкцией, имеющих возможность размещения большого количества различных приборов (ими могут быть камеры, радары, устройства сбора и перехвата данных и т.д). Другой важной особенностью Starshield станет использование лазерной связи. Благодаря ей аппараты смогут обмениваться между собой информацией. Это не только защитит их от перехвата, но и позволит пользователям поддерживать связь с ними в любой точке земного шара посредством специализированных терминалов.

На далекой комете заметили мощное извержение вулкана

Комета Швассмана-Вахмана 1 (29P/Schwassmann–Wachmann) неожиданно вспыхнула, выбросив огромное облако газа и льда. Масштаб необычного зрелища ошеломил астрономов. Эта комета мало чем отличается от холодных ледяных спутников, обращающихся вокруг Сатурна, Юпитера или Нептуна. Со временем из-за нагрева Солнцем внутри нее накапливаются газы, что приводит к увеличению внутреннего давления и дальнейшему их высвобождению в ходе взрывного и яркого извержения. Вместо того, чтобы извергать горячую магму, как это делают вулканы на Земле, кометы выбрасывают в открытый космос смесь замерзших и газообразных углеводородов, азота и водяного льда. Нынешнее извержение уникально тем, что стало самым ярким за все время наблюдений.

Космический корабль Orion на фоне Луны и Земли. Источник: NASA

NASA опубликовала серию эффектных изображений, переданных на Землю космическим кораблем Orion. Они были получены во время его прощального облета Луны.

Интересная цифра:   130 тысяч радиотелескопов

Вскоре в Западной Австралии будет установлено более 130 тысяч еловых антенн
Вскоре в Западной Австралии будет установлено более 130 тысяч еловых антенн. Изображение: POPSCI

В Австралии начали строительство массива из 130 тысяч радиотелескопов, занимающего площадь более квадратного километра. Отсюда и название проекта — Square Kilometer Array (SKA). По словам его генерального директора, этот телескоп может стать одним из величайших научных достижений человечества. Он объединит тысячи антенн в Западной Австралии с сетью антенн в отдаленном регионе Южной Африки, чтобы создать одну большую единую систему «виртуальной тарелки». Результатом станет радиотелескоп, настолько чувствительный, что сможет уловить сигнал смартфона в кармане астронавта на Марсе на расстоянии более 200 млн км, сказал Дэнни Прайс из Института радиоастрономии Кертина.

Стыковка американского корабля Apollo с советским «Союзом». Источник: NASA

На снимках, сделанных с поверхности Луны либо с околоземной орбиты, небо выглядит сплошь черным и на нем редко когда можно увидеть звезду. Мы рассказываем, почему это так, в статье «Почему на космических фотографиях не видно звезд». Если же вы хотите больше узнать о политической ситуации на орбите, а также с чего начиналось космическое противостояние государств, читайте материал «Союзы и противостояние в космосе. Последствия холодной войны».

Читайте в предыдущем дайджесте: Starlink подорожал для пользователей в Украине, а в ESA рассказали, когда погаснет Солнце и погибнет Земля: дайджест новостей