Событие раз в 10 тысяч лет: зафиксирована самая яркая гамма-вспышка во Вселенной

Ученые провели исследование вспышки гамма-излучения, которая 9 октября 2022 года была зафиксирована детекторами, и сделали потрясающий вывод: это была самая яркая и мощная вспышка, когда-либо наблюдаемая во Вселенной. Команда ученых подтвердила, что всплеск был примерно в 70 раз ярче, чем что-либо, зарегистрированное ранее.

GRB 221009A
Вспышка гамма-излучения GRB 221009A, зафиксированная обсерваторией XMM-Newton Европейского космического агентства

Астрономическая команда считает, что взрыв 2022 года является событием, которое случается один раз в 10 тысяч лет. Новое исследование, подробно описывающее аспекты вспышки, опубликовано в The Astrophysical Journal Letters.

В отчете Сиднейского университета отмечается, что вспышка была настолько яркой, что большинство гамма-инструментов в космосе не смогли измерить ее настоящую интенсивность — они были буквально ослеплены светом.

«Всплеск под названием GRB 221009A был самой яркой вспышкой рентгеновских и гамма-излучений с момента возникновения человеческой цивилизации», — сказал астрофизик Эрик Бернс из университета штата Луизиана, соавтор исследования. За это вспышка получила звание BOAT, или «самая яркая за все времена».

В течение нескольких недель после первой вспышки рентгеновский свет рассеивался от пыли в Галактике на пути к нам. Это привело к появлению нескольких пылевых колец, расширявшихся наружу в направлении взрыва. Ближайшее кольцо находится на расстоянии примерно 1300 световых лет, а самое отдаленное — 61 тысячи световых лет, на другой стороне Млечного Пути.

Самые мощные взрывы во Вселенной

Вспышки гамма-излучения — самые мощные взрывы во Вселенной. Различают длительные и кратковременные гамма-вспышки. Длинные всплески — это любые вспышки, продолжающиеся в течение чуть более двух секунд. По данным NASA, короткие события чаще ассоциируются со слиянием звезд и образованием черных дыр, в то время как более длительные вспышки связаны со сверхновыми.

Графика, показывающая, как струи черной дыры выбрасывают гамма-лучи через Вселенную. Графический материал: Исследовательский центр NASA Goddard

В случае смерти звезд иногда порождаются массивные, сверхэнергетические струи материала, похожие на те, что вырываются из пульсаров. Когда эти струи направлены прямо на Землю, это делает гамма-лучи особенно яркими с нашей точки зрения.

Гамма-лучи в скором времени можно будет использовать для обнаружения гравитационных волн, которые являются рябью в пространстве-времени, вызванной мощными событиями, такими как слияние черных дыр.

Ранее мы сообщали о том, как струя газа в дальней галактике развернулась в нашу сторону.