Самый странный год в истории космоса: ТОП-7 событий 2021-го

2021 год подходит к концу, а значит, пора подводить итоги. Издание Gizmodo назвало его самым странным в истории космоса. Он был насыщен разнообразными событиями: экстренные ситуации на МКС, катастрофы на орбите из-за испытания космического оружия, выход ракет из-под контроля, первые туристические полеты в космос, а также уникальные открытия.

BlueOrigin
2021 год открыл эру космического туризма

2021-й станет одним из самых запоминающихся и странных в истории науки. The Universe. Space. Tech составил рейтинг наиболее удивительных событий уходящего года.

Международная космическая станция сделала «сальто назад»

Модуль «Наука». Источник: «Роскосмос»

29 июля случился один из самых серьезных инцидентов в 21-летней истории МКС. Неожиданно самопроизвольно запустились двигатели прибывшего российского модуля «Наука», которые заставили космическую станцию сделать «сальто» на 540 градусов. Российские авиадиспетчеры смогли восстановить контроль лишь спустя 47 тревожных минут. За это время МКС совершила 1,5 незапланированных поворота. Благо, ее удалось вернуть в исходное положение.

Вышедшая из-под контроля китайская ракета

Long March 5B
Ракета «Чанчжэн-5В» сбилась с курса и упала в Индийский океан. Фото: Forbes

29 апреля 30-метровая основная ступень китайской ракеты «Чанчжэн-5В» случайно вышла на низкую околоземную орбиту. Эксперты отслеживали ее падение ​​в течение нескольких дней, но не смогли спрогнозировать точное место крушения. Все опасались худшего исхода события с вероятностью крушения в одном из крупных городов. Ракета, в конечном итоге, рухнула в Индийский океан 9 мая. При весе 23 тонны это был один из крупнейших искусственных объектов, совершивших неконтролируемый вход в атмосферу.

Загадочный объект рядом с китайским спутником

Shijian-21
Китайский спутник «Шицзян-21»

В начале ноября американские Space Force обнаружили на орбите рядом с китайским космическим аппаратом «Шицзян-21» некий объект-компаньон. Космическое управление внесло его в каталог как «апогейный двигатель» под названием 2021-094C. Апогейные двигатели обычно используются для вывода полезных нагрузок на целевые орбиты, а после использования отправляются на «орбиты кладбища». Однако «Шицзян-21» и 2021-094C расположены относительно близко друг к другу и кажутся синхронизированными. Учитывая это необычное расположение, возникло предположение, что объект является не апогейным двигателем, а своего рода субспутником. Увы, Китай никак не прокомментировал загадочный объект.

Взрыв спутника на орбите создал катастрофу для космических полетов

Обломки на орбите
Обломки на орбите Земли. Инфографика: LeoLabs

Ранним утром 15 ноября экипажу МКС было велено немедленно укрыться на космическом корабле, пришвартованном за пределами станции. Внезапное появление облака космического мусора, вызванного испытанием российского противоспутникового оружия (ASAT), привело к возникновению аварийной ситуации. В результате преднамеренного уничтожения старого советского спутника «Космос-1408» образовалось около 1500 отслеживаемых обломков и тысячи более мелких осколков, которые останутся угрозой для МКС и других космических объектов в ближайшие годы.

Столкновения в космосе

Пробоина в манипуляторе Canadarm2. Источник: NASA/Canadian Space Agency

Испытания российского противоспутникового оружия угрожают увеличить вероятность столкновений на орбите. Но некоторые столкновения все же произошли в 2021 году. Одна из частей российского космического мусора попала в китайский спутник. Также небольшой обломок пробил дыру в манипуляторе Canadarm-2, прикрепленному к МКС. Роботизированный манипулятор после столкновения остался работоспособным, а вот китайский спутник «погиб».

Космический туризм стал реальностью

2021 год можно назвать первым в истории космонавтики, открывшим дорогу космическому туризму для всех желающих, у кого есть лишние 25 млн долларов. Ричард Брэнсон стал первым миллиардером, достигшим космоса на своем космолете Virgin Galactic VSS Unity. Буквально через несколько недель в суборбитальный полет отправилась ракета Blue Origin с капсулой New Shepard с еще одним миллиардером на борту Джеффом Безосом.

Parker Solar Probe и его «прикосновение» к Солнцу

Parker Solar Probe
Parker Solar Probe самый быстрый из известных объектов, построенных людьми

28 апреля 2021 года космический зонд Parker Solar Probe впервые в истории науки смог «прикоснуться» к Солнцу. Космическому аппарату, защищенному от сильнейшей жары специальным тепловым экраном, удалось погрузиться в палящую атмосферу нашей звезды и пробыть там целых 5 часов. Более того, он сделал это трижды и остался в рабочем состоянии. Parker Solar Probe развил рекордную для искусственного тела скорость 644 тысячи км/ч. Правда, не обошлось без происшествий защитный экран во время таких пролетов получил пробоину.

Напомним, что ранее мы рассказывали об исследовании космоса и что нас ждет в будущем.