Революция в астрономии: искусственный интеллект поразил улучшением фото для телескопов

Атмосфера Земли жизненно важна для существования человечества. В то же время она является серьезным препятствием для астрономов, пытающихся узнать больше о Вселенной. Одним из способов избежать препятствия является запуск космических обсерваторий типа Hubble или James Webb. Но это достаточно дорогие инструменты, и очередь на их использование в научных целях нужно ждать годами. Поэтому исследователи Северо-Западного университета в Чикаго и университета Цинхуа в Пекине обнародовали более дешевый и удобный подход на основе искусственного интеллекта, который используют для улучшения изображений, сделанных наземными телескопами.

Обработка фото далекой галактики с помощью адаптированного алгоритма искусственного интеллекта

Наземные телескопы проще строить, они более доступны и их гораздо легче исправлять, когда возникают проблемы. Чтобы устранить размытие, вызванное атмосферой, наземные телескопы часто строят в засушливых климатических условиях и на больших высотах. Но все равно они находятся в атмосфере, поэтому размытые снимки — постоянная проблема астрономии.

«Даже ясное ночное небо все еще содержит подвижный воздух, который влияет на проходящий через него свет. Вот почему мы видим мерцание звезд и почему лучшие наземные телескопы расположены на большой высоте, где самая разреженная атмосфера», — объясняют астрономы Северо-Западного университета в Чикаго.

В последние годы ученые уже начали использовать многочисленные подходы на основе программного обеспечения для обработки изображений, чтобы сделать их более четкими и полезными. Однако новый алгоритм искусственного интеллекта обещает лучшие и более быстрые результаты. Алгоритм был специально адаптирован для обработки астрономических изображений, сделанных наземными телескопами, и технология ИИ была использована для этой цели впервые.

Алгоритм оптимизации был создан на основе сети глубокого обучения, создает изображение лучше на 38,6%, чем классические методы удаления размытий. Это может показаться небольшой разницей, но это для астрономии это гигантский шаг вперед. Относительно небольшие улучшения точности и эффективности могут иметь значительные преимущества для передовой астрономии.

Команда обучала искусственный интеллект на основе данных, смоделированных в соответствии с обсерваторией Веры С. Рубин, где будет размещена крупнейшая в мире цифровая камера, когда она откроется в следующем году в Чили. Новый алгоритм станет совместим сразу, как только телескоп будет готов к работе.

Ранее мы сообщали о том, как искусственный интеллект будет искать жизнь на Марсе.

По материалам PetaPixel.