Раскрыт феномен «Большого потемнения» Бетельгейзе 2020 года

Созвездие Ориона — одно из самых узнаваемых на ночном небе. На его «левом плече» находится не менее знаменитая звезда Бетельгейзе — красный сверхгигант, который отделяет от нас 550 световых лет. Это светило имеет радиус 617 млн км, то есть если бы оно было на месте Солнца, то поглотило бы орбиту Марса.

Закрытая пылевым облаком Бетельгейзе в представлении художника. Источник: ESO, ESA/Hubble, M. Kornmesser

Бетельгейзе также переменная звезда, то есть световой поток от нее не постоянен. Но в данном случае эта переменность является полурегулярной: пульсации светила длятся около 400 дней.

В 2020 году звезда потускнела неожиданно сильно: ее визуальный блеск упал на 1,6 звездной величины. Уменьшение яркости было неравномерным и сильнее затронуло ее южное полушарие. Это событие получило название «Большое потемнение» и породило различные теории, среди которых — возникновение звездных пятен или пылевых облаков.

Большое потемнение рассматривается в статье, опубликованной в журнале Astronomy and Astrophysics. Исследователи использовали 15-летние данные телескопа STELLA, чтобы изучить фотосферу (видимый слой) Бетельгейзе в невероятных деталях и идентифицировать в ней пять слоев. Ученые смогли получить ценную информацию о радиальных пульсациях, ударных волнах и о том, как они проходят сквозь фотосферные слои.

Бетельгейзе
Снимки Бетельгейзе, полученные до, во время и после «великого потемнения». Источник: ESO/J.Drevon et al.

Анализ показал, что вариации во внутреннем слое фотосферы, известном как C1, соответствовали временным масштабам изменений визуальной звездной величины. Ударные волны, проходившие сквозь эти слои, также, как оказалось, в целом соответствовали изменениям яркости.

Что касается «Большого потемнения» 2020 года, данные показали две мощные ударные волны в фотосфере. Первая из них, вероятно, была причиной большого оттока материала, вызвавшего падение всех слоев. Когда оно достигло максимальной скорости, возникла вторая, более мощная ударная волна, приведшая к дальнейшему оттоку вещества. Из-за огромной толщины разных слоев фотосферы эти события не произошли во всех них одновременно, и только в начале 2022 года Бетельгейзе снова восстановила свою яркость.

Ранее мы сообщали о том, как Бетельгейзе снова потускнела 12 декабря.

По материалам sciencealert.com