Ракета Falcon 9 не вернулась на Землю, а ESA получит рекордный бюджет: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: астрономы создали интерактивную карту Вселенной; канадцы разрабатывают ровер для передачи энергии на Луне, а мы рассказываем как Антарктида помогает астробиологам изучать внеземную жизнь.

«Чтобы изобретать, нужно хорошее воображение и куча хлама».

― Томас А. Эдисон

UNESCO отслеживает разрушение культурного наследия в Украине с помощью спутников

UNESCO, являющаяся подразделением Организации Объединенных Наций, применяет спутники для того, чтобы отслеживать состояние культурного наследия в Украине. Россияне его активно уничтожают, и специалисты хотят зафиксировать эти факты. По состоянию на данный момент в Украине отмечено более 200 случаев повреждения культурных объектов. Преимущественно они приходятся на Донецкую, Харьковскую, Луганскую области и город Киев. Среди частично или полностью разрушенных числятся 88 религиозных сооружений, 15 музеев, 76 зданий, имеющих историческую или художественную ценность, 18 памятников и 10 библиотек.

Falcon 9 не вернулась на Землю после 11-го запуска

22 ноября ракета Falcon 9 компании SpaceX стартовала в космос в 11-й раз. Однако, в отличие от своих предыдущих десяти рейсов, в этот раз первая ступень не вернулась в ходе знаменитой вертикальной посадки, а сгорела в атмосфере. Она была старейшей активной ракетной ступенью SpaceX и раньше поддерживала запуск аппаратов Telstar 18V и Iridium-8, а также девяти миссий по развертыванию интернет-спутников Starlink. SpaceX обычно приземляет первые ступени ракеты-носителя Falcon 9 вскоре после запуска. Но, поскольку для выведения на орбиту спутника Eutelsat массой 5,5 тонны потребовалось больше мощности, у ступени не хватило топлива, чтобы мягко приземлиться для дальнейшего использования.

Астрономы создали интерактивную карту Вселенной

Команда астрономов из Университета Джона Хопкинса опубликовала новую интерактивную карту Вселенной. Она демонстрирует расположение и фактические цвета 200 тысяч галактик. Карта была создана на основе данных, собранных в рамках Слоуновского цифрового обзора неба. Этот проект реализуется с 2000 года. В его рамках астрономы проводят исследования спектров звезд и галактик при помощи 2,5-метрового широкоугольного телескопа, установленного в обсерватории Апачи-Пойнт в штате Нью-Мексико.

Алгоритм машинного обучения открыл тысячу сверхновых

Ученые применили алгоритм машинного обучения SNIascore к данным, получаемым инструментом ZTF (Zwicky Transient Facility). За последние 19 месяцев он смог обнаружить и классифицировать тысячу сверхновых. ZTF — автоматизированный телескоп, установленный на Паломарской обсерватории (Калифорния, США). Каждую ночь он следит за огромными участками звездного неба, собирая данные о яркости и спектрах всех попадающих в его поле зрения объектов.

Телескоп наблюдает множество событий — от пролета астероидов неподалеку от Земли до взрывов космических масштабов. Все их следует классифицировать и исследовать, чтобы иметь представление о процессах, происходящих во Вселенной. Обычно эту работу выполняют вручную сотни астрономов по всему миру.

Канадский стартап разрабатывает ровер для передачи энергии на Луне

Канадский стартап STELLS обнародовал планы по разработке лунохода MPR (Mobile Power Rover). Он будет вырабатывать энергию с помощью своих солнечных батарей и сможет передавать ее другим аппаратам, находящимся на поверхности Луны, благодаря технологии беспроводной зарядки. Суть идеи заключается в том, что ровер оставит зарядный блок внутри затененного участка на дне кратера. Затем он выберется на солнечный свет и начнет генерировать энергию, передавая ее по кабелю на блок. Другие космические аппараты смогут получить ее, используя технологию беспроводной зарядки.

Космический корабль Orion на фоне обратной стороны Луны. Источник: NASA

NASA опубликовала серию фотографий с высоким разрешением, сделанных во время облета Луны космическим кораблем Orion. Они позволят представить, какой вид открывался из капсулы экипажа.

Интересная цифра:   16,9 млрд евро

Министры стран-участниц ESA. Источник: ESA — S. Corvaja

Совет министров стран ЕSA утвердил новый бюджет агентства, который стал рекордным. В общей сложности в следующие три года организация получит 16,9 млрд евро. Это на 17% больше, чем предыдущий бюджет ЕSA за такой же период.

Автономный ровер BRUIE для поисков жизни в подледных океанах Европы и Энцелада разрабатывает Лаборатория реактивного движения (JPL NASA). Сейчас его тестируют на леднике у побережья Антарктиды. Источник: NASA

По своим природным условиям Антарктида — самый враждебный континент для человека. Если в подледном озере Восток действительно есть жизнь, она, вероятно, устроена очень своеобразно. Ученые-астробиологи считают, что схожие условия для возможных живых организмов существуют в глубинных океанах спутников Юпитера (Ганимеда и Европы), Сатурна (Дионы и Энцелада), а также на полюсах Марса. Таким образом, исследование подледных антарктических озер позволяет уже на Земле много узнать о потенциальной жизни в холодных мирах Солнечной системы. Подробнее читайте в статье «Подледные озера Антарктиды — ключ к поиску жизни за пределами Земли».

Читайте в предыдущем дайджесте: SpaceX получила контракт на вторую лунную миссию, а Украина отмечает 25 лет первого полета своего астронавта в космос: дайджест новостей