Радиотелескоп обнаружил магнитное поле у экзопланеты

Состоящий из 27 антенн, комплекс радиотелескопов VLA (Very Large Array), хорошо известен не только астрономам, но любителям фантастики. Он фигурирует в большом количестве художественных произведений, включая фильмы «Контакт» и «Прибытие».

Комплекс в основном используется для изучения черных дыр, протопланетных дисков, облаков межзвездного газа, остатков сверхновых и других подобных объектов. Недавно этот список пополнился и экзопланетами. Астрономы использовали VLA для изучения тела планетарной массы за пределами Солнечной системы.

Комплекс VLA. Источник: NRAO

Речь идет об объекте SIMP0136. Он входит в состав группы очень молодых звезд. По имеющимся данным, его радиус превышает радиус Юпитера в 1,22 раза, масса — в 12,7 раз, температура поверхности составляет около 825 °C.

SIMP0136 в представлении художника. Источник: Caltech/Chuck Carter; NRAO/AUI/NSF

Таким образом, LP 944-20 находится прямо на границе, разделяющие два класса тел: большие газовые гиганты и коричневые карлики. Последние часто называют неудавшимися звездами. Внутри таких объектов могут идти некоторые термоядерные реакции с участием ядер дейтерия и трития, но их массы недостаточно для того, чтобы «поджечь» водород. Поэтому коричневые карлики быстро остывают, превращаясь в планетоподобные объекты.

VLA удалось обнаружить радиоизлучение, свидетельствующее о том, что SIMP0136 обладает очень сильным магнитным полем. Его мощность в 200 раз превосходит мощность магнитного поля Юпитера. Открытие важно по двум причинам. Во-первых, оно позволяет ученым лучше понять, как устроены магнитные поля крупных экзопланет и коричневых карликов. Во-вторых, в будущем, этот метод можно использовать для поиска других подобных объектов.

По материалам  https://public.nrao.edu