Perseverance добрался к дельте древней реки Марса

Охотящийся за признаками жизни марсоход NASA Perseverance достиг важной вехи миссии. Аппарат благополучно прибыл к высохшей древней дельте реки Красной планеты на дне кратера Езеро шириной 45 км. Об этом успехе NASA сообщила 19 апреля. Участники миссии заявили, что дельта станет настоящим геологическим пиршеством для Perseverance. Ученые надеются найти здесь окаменелую марсианскую жизнь. Наиболее многообещающие породы будут сохранены в специальном контейнере, который NASA и ESA намерены забрать на Землю в конце этого десятилетия.

NASA Perseverance
Марсоход NASA Perseverance

«Мы наблюдали за дельтой реки более года, шло исследование дна кратера. Теперь, когда марсоход находится в регионе, его следующими шагами будет получение изображений с высокой детализацией, демонстрирующие, где лучше всего начать исследования», — заявил Кен Фарли, научный сотрудник NASA.

Годовой итог работы Perseverance на Марсе

Perseverance приземлился в феврале 2021 года внутри кратера Езеро, в котором, по словам ученых миссии, миллиарды лет назад находились озеро и дельта реки. Такие влажные условия должны быть подходящими для существования микробов, а это означает, что район дельты — богатая область для поиска признаков жизни на Марсе. Конечно, если здесь когда-либо существовала жизнь.

Кратер Езеро
Протяженность дельты реки кратера Езеро показана на этой панораме из 64 соединенных изображений, сделанных системой Mastcam-Z на марсоходе NASA Perseverance Mars 11 апреля 2022 года, в 406-й марсианский день миссии. Авторство: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

Марсоход сперва изучал местность южнее и западнее от места прибытия в течение своего первого земного года на Марсе, но недавно вернулся к зоне посадки, чтобы добраться до дельты. По пути назад он даже заметил упавший парашют спускаемой платформы. Perseverance всю следующую неделю будет выяснять, как лучше исследовать этот многообещающий участок дельты.

План на следующий год

Данные Perseverance показывают, что отложения в дельте находятся на высоте около 40 метров над дном кратера. Согласно заявлению JPL, команда рассматривает два варианта. Предпочтительный маршрут — через регион, получивший прозвище Hawksbill Gap, поскольку до него можно добраться за более короткое время. Но есть запасной вариант — Мыс Нукшак, на случай, если это будет более безопасный маршрут для ровера.

Марсоход проведет в дельте реки примерно шесть месяцев. Во время маневренной кампании под названием Delta Front он соберет восемь образцов. Затем по плану Perseverance снова отправится на вершину дельты, где проведет еще шесть месяцев. Ровер также попытается собрать фрагменты песка и камней вверх по течению.

«Мы будем искать признаки древней жизни в скалах у основания дельты, скалах, которые, как мы думаем, когда-то были илом на дне озера Езеро», — сказал Фарли.

Perseverance начал свою вторую научную кампанию на месяц раньше, чем ожидалось, благодаря своей модернизированной автономной системе обнаружения опасностей, которая позволяет ему избегать препятствий, таких как валуны, острые камни, кратеры и песочницы.

Напомним, что марсоход NASA Curiosity недавно свернул с запланированного маршрута из-за опасной местности «аллигатора». Колеса 10-летнего ровера Curiosity изрядно пострадали от передвижения по суровой местности на Марсе.