От похорон до участков на Луне. Самые необычные космические услуги

Скорее всего, многие из вас хоть раз, но слышали про некоторые, на первый взгляд весьма странные космические услуги. Например, про похороны на орбите или покупку участков на Луне. Некоторые из них вполне официальны и оказываются достаточно уважаемыми компаниями, являющимися давними участниками космического рынка. Другие же, по сути, мало чем отличаются от обычного мошенничества. В этом материале мы разберем несколько наиболее популярных подобных услуг и их легальность.

Похороны в космосе

В научно-фантастических фильмах достаточно часто можно встретить сцены, в которых кого-то из героев хоронят в космосе. Под траурную музыку гроб с телом вылетает из шлюза, после чего навсегда исчезает на бескрайних звездных просторах. Хоть подобные эпизоды и являются лишь красивой фантазией, но сама по себе концепция похорон в космосе уже давно воплощена в реальность. На данный момент на рынке есть несколько предприятий, оказывающих подобную услугу на платной основе.

Космический колумбарий и капсула для праха производства Elysium Space

Первопроходцем в этой сфере стала компания Celestis. В 1997 году она отправила на околоземную орбиту прах 24 человек, включая Джина Родденберри — создателя культового сериала «Стартрек». В следующем году Celestis поучаствовала в первых в истории лунных похоронах. Компания изготовила капсулу, которая была прикреплена к корпусу построенного NASA аппарата Lunar Prospector. В нее поместили прах известного астронома и планетолога Юджина Шумейкера. На поверхности капсулы были выгравированы слова «Его мечта сбылась, пускай и таким образом…». После завершения работы аппарат сошел с орбиты и упал на поверхность естественного спутника нашей планеты. Таким образом, Юджин Шумейкер стал первым человеком, похороненным на Луне.

Капсулы с прахом, запускаемые в космос компанией Celestis

Говоря про космические похороны, нужно понимать, что речь не идет о запуске на ракете гроба с телом. В космос отправляется лишь крохотная капсула с несколькими граммами праха покойного. Также стоит отметить, что компании, оказывающие похоронные услуги, не устраивают индивидуальных запусков. Они делают «сборки» из нескольких сотен капсул, которые затем устанавливаются в специальный контейнер, размещаемый на ракете в качестве попутного груза.

Стоимость космических похорон зависит от массы капсулы, а также «пункта назначения». Наиболее дешевой опцией является запуск на суборбитальной ракете. В этом случае капсула проведет несколько минут на высоте свыше 100 км (формальная граница космического пространства), после чего вернется на Землю и затем будет передана родным усопшего. Стоимость подобной услуги у той же Celestis начинается от 2500 долларов.

Запуск суборбитальной ракеты с прахом

Также возможен запуск на околоземную орбиту. В этом случае контейнер с капсулами может быть установлен на верхнюю ступень ракеты-носителя или же на небольшой спутник. В дальнейшем они войдут в земную атмосферу и сгорят. Время существование капсулы будет зависеть от высоты начальной орбиты и может составить от нескольких недель до нескольких лет. Стоимость подобных похорон у компании Celestis начинается от 5 тыс. долларов, у ее конкурентов из Elysium Space — от 2,5 тыс. долларов за один грамм праха.

Присоединение контейнера с капсулами Celestis к спутнику

Помимо запуска праха на орбиту, и Celestis, и Elysium Space также предлагают его доставку на Луну. Стоимость подобной услуги составляет 10-12 тыс. долларов за капсулу с граммом праха. По состоянию на 2022 год ни та, ни другая компания еще не осуществляла лунных похорон. Для этого нужна подходящая «попутка», а запуски к спутнику нашей планеты пока производятся не так часто.

Капсула с прахом Клайда Томбо, закрепленная на корпусе зонда New Horizons

Похороны в космосе также могут организовываться и государственными космическими агентствами — например, все той же NASA. Но это делается в исключительно редких случаях, чтобы почтить память какого-то выдающегося ученого или астронома. Помимо Юджина Шумейкера, подобной чести, в частности, удостоился первооткрыватель Плутона — Клайд Томбо. На борту аппарата New Horizons, который в 2015 году посетил карликовую планету и ее спутник Харон, находится капсула с частичкой его праха. Поскольку в будущем этот аппарат навсегда покинет Солнечную систему, Томбо станет первым в истории человеком, похороненным в межзвездном пространстве. Что интересно, помимо капсулы с прахом Томбо, New Horizons также несет два четвертака. Некоторые считают, что это своеобразная «плата». Как известно, чтобы мифологический паромщик Харон перевез душу умершего через реку Стикс, ему нужно было заплатить мелкой монетой.

Покупка звезд

В интернете можно без особых проблем найти множество сайтов, предлагающих назвать звезду. Разумеется, не бесплатно, а за деньги. Сделать это несложно — нужно лишь выбрать звезду (чем она ярче, тем больше придется заплатить), придумать ей имя, внести деньги, после чего вам пришлют красивый сертификат, подтверждающий «приобретение», а возможно — какие-то другие сувениры, вроде карты неба с отмеченным положением светила.

Сувенирный сертификат о присвоении имени тусклой звезде в созвездии Льва

К сожалению, ценность подобного сертификата не будет превышать стоимости использованной для его изготовления бумаги. Подобные сделки с покупкой названий никем официально не признаются и не имеют никакой юридической силы. Занимающиеся продажей звезд фирмы часто любят ссылаться на некие «международные звездные каталоги». Но в реальности присвоением названий всем небесным телам, занимается исключительно Международный астрономический союз (МАС).

На самом деле абсолютное большинство звезд вообще не имеет собственных имен. Для их идентификации используются цифро-буквенные обозначения. Лишь несколько сотен наиболее ярких светил, которые можно увидеть на небе невооруженным глазом, имеют названия, закрепившиеся за ними еще с древности. В качестве примера можно привести Сириус, Альдебаран, Вегу, Процион и т. д. Помимо них, есть еще небольшая группа светил, носящая «человеческие» имена — скажем, звезда Барнарда. Таким способом научное сообщество увековечило фамилии исследователей, внесший большой вклад в их изучение.

Также стоит сказать, что недавно МАС провел пару акций, предназначенных для популяризации астрономии. По результатам голосования несколько десятков звезд и экзопланет получили названия, которые могут использоваться для их обозначения наравне с каталожными номерами. Например, светило 55 Рака удостоилось имени «Коперник», а μ Жертвенника — «Сервантес». Но это было разовое мероприятие, направленное на повышение интереса к науке. В любом случае, оно не имело ничего общего с продажей названий.

Сказанное выше относится и ко многочисленным сервисам по продаже названий микросозвездий, спутников планет и кратеров. Все подобные предложения являются таким же «разводом», что и предложение купить название звезды. Действующие в астрономии правила предусматривают фактически единственную возможность назвать что-то в космосе по своему личному усмотрению. Астроном, открывший новый астероид, имеет право предложить его имя. Он должен сопроводить его кратким объяснением причин выбора. В дальнейшем МАС рассмотрит предложенный вариант и, при отсутствии возражений, утвердит его.

Однако даже здесь существует ряд ограничений. Например, наименование астероида не может иметь больше 16 букв. Кроме того, названия, основанные на именах политиков или военных деятелей, допускаются к рассмотрению, только если после их смерти прошло не менее 100 лет.

Так что если вы не являетесь охотником за астероидами — вы не сможете дать имя небесному телу. Конечно, предложение купить звезду можно рассматривать исключительно с позиции получения красивого сувенира, который затем можно подарить близкому человеку. В конце концов, большинство людей не разбирается в тонкостях астрономической номенклатуры. Но, если честно, подобный сертификат можно попросту нарисовать самому в фотошопе, а затем распечатать. Он будет иметь такую же «юридическую силу», но при этом обойдется значительно дешевле.

Участки на Луне

Еще одна весьма популярная космическая услуга заключается в продаже участков на Луне. Ее оказывает целый ряд фирм, как правило, имеющих соответствующие громкие названия вроде Moon Estates или The Lunar Registry.

Интересно, что различные люди начали заявлять свои права на тела Солнечной системы еще до начала космической эры. Например, в 1953 году эксцентричный чилийский юрист Хенаро Вера подал заявку на регистрацию Луны в качестве своей личной собственности. Он заплатил местному нотариусу 42 песо и получил сертификат, подтверждающий, что он является владельцем Луны.

Основатель компании Lunar Embassy Деннис Хоуп

Но наибольшую известность обрел американец Денис Хоуп. В 1980-е годы он зарегистрировал компанию Lunar Embassy и объявил себя хозяином вначале Луны, а затем — Меркурия, Марса, Плутона и других тел Солнечной системы. В отличие от предшествующих «владельцев», Хоуп превратил свои притязания в бизнес и начал активную продажу «земельных участков» по всей Солнечной системе.

Бизнес-модель оказалась успешной. Хоупу удалось найти достаточно много желающих приобрести участки на Луне по цене 25 долларов за акр. Коммерческий успех Lunar Embassy привлек множество компаний-подражателей, которые также заявили свои права на различные тела Солнечной системы, включая Солнце. В какой-то момент дело дошло до полного абсурда, вроде продажи участков на Юпитере, у которого в принципе нет твердой поверхности.

Сертификат о приобретении участка на Луне

Lunar Embassy и подобные ей конторы утверждают, что их бизнес якобы абсолютно легален, потому что они используют «лазейку» в подписанном в 1967 году Договоре о космосе. Статья II документа гласит, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». Продавцы участков на Луне трактуют это положение таким образом, что раз в нем нет никаких упоминаний о частных лицах, то соответственно никто не запрещает им владеть Луной.

Да, формально Статья II Договора о космосе действительно не содержит никаких прямых запретов для частников на владение «внеземной недвижимостью». Однако Статья VI отдельно оговаривает, что страны несут международную ответственность за национальную деятельность в космосе и на небесных телах, независимо от того, кем она осуществляется. Таким образом, с юридической точки зрения у компаний, подобных Lunar Embassy, нет и не может быть никаких прав на Луну.

К тому же, чтобы в принципе заявить права на какую-то территорию, для начала нужно иметь к ней доступ и возможность осуществлять там деятельность. В случае же с Lunar Embassy и подобными ей фирмами очевидно, что это не так. Например, когда в 2001 году NASA посадила на астероид Эрос аппарат NEAR Shoemaker, некий Грегори Нимиц заявил, что является владельцем астероида и затем выставил ведомству счет за «размещение станции». Разумеется, NASA попросту проигнорировала эту претензию.

Поэтому деятельность подобных продавцов вполне можно сравнить с бизнесом по продаже звезд. Покупатель участка на Луне получит красивый сертификат и карту участка, которые можно поставить в рамочку на столе или же подарить кому-то на день рождения. Но этот «документ» все равно не будет иметь никакой юридической силы. Ни одна из подписавших Договор о космосе стран в принципе не признавала и не собирается признавать подобные документы. На данный момент единственная легальная сделка по покупке объекта на Луне была заключена в 1993 году. Тогда НПО имени Лавочкина на аукционе Сотбис продало «Луноход-2» и станцию «Луна-21» Ричарду Гэрриоту (позже он слетал на МКС в качестве туриста). Сумма сделки составила 68 500 долларов.

Так что на данный момент статус Луны можно сравнить с Антарктидой. Подписанный в 1959 году договор определил, что южный материк не принадлежит ни одному государству. На нем запрещена любая военная деятельность или добыча полезных ископаемых, но разрешены научные исследования.

В то же время по мере развития технологий ситуация может измениться. Например, в 2015 году в США был принят закон, дающий американским компаниям право на владение ресурсами, добытыми в космическом пространстве. Не исключено, что в будущем страны примут какое-то новое, более детальное международное соглашение об использовании космоса, чтобы урегулировать возможные правовые коллизии.

СМС в космос

Еще одну необычную услугу, на которую можно наткнуться на просторах всемирной сети, можно условно назвать «СМС в космос». Авторы подобных проектов утверждают, что осуществляют отправку сообщений в космическое пространство. Достаточно лишь прислать им текст (либо же медиафайл) и заплатить, после чего сообщение будет переведено в двоичную форму и отправлено в космос при помощи радиотелескопа.

Электронный сертификат NASA, подтверждающий, что отправленное имя записано на чип, установленный на борту нового марсохода.

К сожалению, на поверку все подобные сервисы выглядят крайне сомнительно. Их организаторы обычно не сообщают ни характеристик используемой аппаратуры и антенн, ни мест их установки. Так что, скорее всего, посылаемые им сообщения в прямом смысле слова уходят в никуда.

В то же время нельзя не отметить, что за последние полвека человечество действительно отправило ряд сообщений в космос. Наиболее известным из них, безусловно, является послание Аресибо 1974 года. Оно содержало базовую информацию о людях и Солнечной системе.

Послание телескопа Аресибо

В то же время послание Аресибо сложно назвать серьезной попыткой связаться с внеземным разумом. Во-первых, оно было направлено в сторону шарового звездного скопления М13, находящегося на расстоянии 25 тыс. световых лет в созвездии Геркулеса. К тому времени, когда сигнал доберется до пункта назначения, скопление уже успеет сместиться, и на его месте будет лишь пустота. И даже если какая-то инопланетная цивилизация вдруг сумеет его принять — нам все равно придется ждать не менее 50 тыс. лет, чтобы получить какой-то ответ. А во-вторых, сотрудники Аресибо никогда особо не скрывали, что послание скорее являлось красивой демонстрацией технологии, приуроченной к открытию обсерватории, нежели серьезной попыткой установить контакт с внеземным разумом.

Послание Аресибо было далеко не единственным сообщением, отправленным землянами к звездам. В разные годы в космос транслировались записи классической музыки, песни Beatles, отрывки из энциклопедий и даже реклама чипсов. Эти послания также сложно рассматривать всерьез. Некоторые имели откровенно рекламную цель, другие скорее были направлены на популяризацию астрономии и сбор средств в поддержку работы обсерваторий. Технические характеристики многих передач также вызывают обоснованные сомнения  в том, что их можно будет услышать в окрестностях звезд, к которым они были посланы.

Чип с именами 1,1 млн людей и мемориальная табличка миссии Parker Solar Probe. Источник: NASA/Johns Hopkins APL/Ed Whitman

Куда более реальную возможность отправить что-то в космос (причем абсолютно бесплатно) предоставляют космические агентства. В последние годы фактически стала стандартной практика, когда на борт готовящегося к запуску межпланетного аппарата NASA устанавливается специальный микрочип. На него записываются имена людей, отправивших заявку на сайт аэрокосмической администрации. Сейчас в подобных акциях принимают участие миллионы людей по всему земному шару. В частности, микрочипы с именами были установлены на борт зонда Parker Solar Probe, аппаратов OSIRIS-REx и InSight, марсоходов Curiosity и Perseverance.

Телескоп CHEOPS с установленными на него титановыми пластинами с миниатюрными детскими рисунками. Источник: University of Bern – A. Moser

Подобную практику постепенно перенимают и другие космические агентства. Например, на борту европейского телескопа CHEOPS были установлены титановые пластины с миниатюрными версиями детских рисунков. Они были отобраны в рамках конкурса, проводившегося ESA.

А на посетившем астероид Рюгу японском аппарате «Хаябуса-2» находится чип с именами и посланиями, отправленными участниками Планетного общества.