OSIRIS-REx посетит самый опасный астероид в мире

25 апреля NASA объявила о решении продлить восемь межпланетных миссий. Некоторые из них получили новые цели. Наиболее интересное задание досталось аппарату OSIRIS-REx. Он должен будет навестить 370-метровый астероид Апофис (99942 Apophis), некогда считавшийся самым опасным в Солнечной системе.

Астероид Апофис

Апофис был открыт в 2004 году. Проведенные после обнаружения астероида предварительные расчеты вызвали сенсацию. Они показали, что существует вероятность 2,7%, что 13 апреля 2029 года Апофис столкнется с Землей.

Околоземный астероид в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

По оценкам экспертов, при столкновении Апофиса с Землей выделилась бы энергия, эквивалентная взрыву 1200 мегатонн тротила. Удар по суше привел бы к образованию пятикилометрового кратера и опустошению тысяч квадратных километров территории. Падение Апофиса в океан привело бы к возникновению гигантского цунами, накрывшего побережья множества стран.

Модель поверхности астероида Апофис. Источник: UArizona/JPL/Arecibo

Неудивительно, что на некоторое время Апофис стал темой номер один в мировых новостях. К счастью, достаточно быстро выяснилось, что предварительные оценки его опасности были завышены. Более детальные расчеты показали, что в 2029 году астероид пройдет на расстоянии 38 тысяч км от Земли. Правда, оставалась небольшая вероятность, что это сближение изменит орбиту Апофиса таким образом, что он столкнется с нашей планетой в 2036 году. Но последующие наблюдения исключили любую возможность падения астероида на Землю в течение ближайших ста лет.

OSIRIS-REx направляется к Апофису

Невзирая на то, что Апофис потерял титул самого опасного астероида в мире, он по-прежнему представляет огромный научный интерес, а его сближение с Землей в 2029 году станет одним из главных астрономических событий десятилетия. Астероид пройдет внутри орбит геостационарных спутников и будет виден на земном небе невооруженным глазом. Неудивительно, что многие космические агентства давно рассматривали возможность отправить к Апофису автоматический разведчик.

OSIRIS-REx у поверхности астероида Апофис. Источник: Heather Roper

Недавно NASA нашла вариант, как изучить Апофис. Выбор аэрокосмической администрации пал на аппарат OSIRIS-REx, который в настоящее время возвращается к нашей планете с образцами вещества астероида Бенну. В сентябре 2023 года он сбросит на Землю капсулу с собранными материалами, после чего «освободится». При этом все системы аппарата работают в штатном режиме, и у него остался значительный запас топлива, позволяющий посетить какое-либо другое малое тело. После анализа всех имеющихся вариантов руководство NASA приняло решение отправить аппарат к Апофису. Сама же миссия сменит название на OSIRIS-APEX (OSIRIS-APophis EXplorer).

OSIRIS-APEX достигнет Апофиса в апреле 2029 года, всего через несколько дней после его сближения с Землей. На протяжении 18 последующих месяцев аппарат будет изучать астероид и то, как земная гравитация повлияла на его орбиту. Кроме того, OSIRIS-APEX выполнит несколько маневров, в ходе которых он вплотную приблизится к Апофису, а затем активирует свои двигатели. Эта операция должна обнажить подповерхностные слои астероида и позволить изучить их строение и химический состав.

Вы также можете почитать о планах Китая изменить орбиту потенциально опасного околоземного астероида.

По материалам https://www.asteroidmission.org