Опровержено «инопланетное» происхождение сигнала на телескопе Sky Eye

На прошлой неделе китайские государственные СМИ сообщили сенсационную новость. Из публикации, которую позже удалили, стало известно, что телескоп Sky Eye в рамках программы поиска внеземных цивилизаций SETI обнаружил подозрительные искусственные сигналы, исходящие из далекой звездной системы.

Одни ли мы во Вселенной?
Одни ли мы во Вселенной? Изображение: NASA

С помощью гигантского сферического телескопа с пятисотметровой апертурой Sky Eye на юго-западе Китая команда ученых задокументировала узкополосные сигналы. Один из сотрудников Sky Eye прокомментировал китайским СМИ, что сигнал «вероятно, мог быть инопланетным». Эта фраза моментально стала достоянием общественности. Но не все участники проекта согласились с таким откровенно поспешным выводом.

Радиочастотные помехи

«Все сигналы, которые мы обнаружили до сих пор, — были радиочастотными помехами. Они исходят не от инопланетян, а являются земным шумом», — объяснил изданию Futurism Дэн Вертимер, исследователь SETI из Калифорнийского университета в Беркли.

Радиочастотные помехи (RFI) являются большой проблемой при изучении очень слабых сигналов из космоса.

500-метровый радиотелескоп Sky Eye

«Когда вы сталкиваетесь с прослушиванием очень слабых сигналов от гипотетической далекой цивилизации, вас ошеломляет огромное радиозагрязнение Земли. Источником помех являются все блага современной цивилизации: мобильные телефоны, телевидение, радио, спутниковая связь — это все ухудшает отсеивание шумов от космических посланий», — говорит Вертимер.

Мы не одни во Вселенной?

Остается вопрос: почему некоторые исследователи поторопились и сочли это открытие возможным признаком внеземной жизни?

«Одна из особенностей программы SETI заключается в том, что мы просматриваем миллиарды различных сигналов каждую секунду, а затем находим наиболее подходящие из них. Это можно сравнить с подбрасыванием монетки миллиард раз и случайно получить 20 орлов подряд. Конечно, это может вызвать некое волнение», — объясняет Вертимер.

Несмотря на довольно отрезвляющий вывод, астроном по-прежнему надеется, что мы не одиноки в космосе. По мнению ученого, было бы странно, если бы мы были единственными живыми существами во Вселенной. В Галактике существует триллион планет, включая похожие на Землю, с жидкой водой и, возможно, пригодной для жизни атмосферой. Учитывая, что во Вселенной миллиарды галактик, шансы найти инопланетную цивилизацию довольно высоки. Правда, нам придется ждать послания как минимум следующие 400 тысяч лет.

Напомним, что ранее инопланетный сигнал Wow! мог исходить от солнцеподобной звезды.