Охота за экзопланетами

Представленное фото демонстрирует великолепную полосу Млечного Пути, протянувшуюся в небе над чилийской пустыней Атакама. Этот суровый уголок нашей планеты является домом для нескольких астрономических учреждений, включая Паранальскую обсерваторию, строения которой можно увидеть как на переднем, так и заднем плане.

Млечный Путь и лазеры над пустыней Атакама. Источник: ESO/M. Zamani

Сооружение на переднем плане — это построенная коллаборацией европейских институтов, установка нового поколения NGTS (Next Generation Transit Survey), предназначенная для поиска транзитов. Она состоит из телескопов, которые занимаются непрерывным мониторингом сотен тысяч звезд. Установка отслеживает изменения их яркости. Дело в том, что когда экзопланета проходит между своей материнской звездой и нами, она чуть ослабляет наблюдаемый нами блеск звезды, что и регистрируют приемники NGTS.

Основной целью NGTS является поиск суперземель — экзопланет, более массивных, чем наша Земля, но более легких, чем ледяные гиганты вроде Нептуна. Установка работает в связке с другими телескопами Паранальской обсерватории, которые виднеются вдалеке на горизонте: комплексом VLT (слева) и Обзорным астрономическим телескопом видимого и инфракрасного диапазона VISTA (справа).

Когда NGTS регистрирует новых кандидатов в экзопланеты, установленные на VLT и VISTA специализированные инструменты, вроде спектрографов HARPS и ESPRESSO, проводят более подробные наблюдения. Их возможности позволяют определить массы, вновь найденных экзопланет и состав их атмосфер.

Также можно обратить внимание на тянущиеся от одного из телескопов VLT лучи. Это лазеры установки, предназначенные для создания искусственных звезд в верхних слоях атмосферы. Они используются для оценки параметров атмосферной турбулентности, что позволяет увеличить точность наблюдений.

Как обнаружить дипфейки: астрономы предлагают искать отблеск звезд в глазах