Обнаружены новые озера под южным полюсом Марса

В 2018 году коллектив европейских ученых объявил об открытии подповерхностного озера на Марсе. Их удалось обнаружить благодаря радару MARSIS, установленному на борту зонда Mars Express. Проанализировав собранные инструментом данные, исследователи пришли к выводу, что на глубине примерно 1,5 км под южным полюсом планеты скрывается водная прослойка.

Протяженность обнаруженной водяной прослойки составляет порядка 20 км. Ее температура, вероятнее всего, значительно ниже нуля. По мнению ученых, вода в ней остается жидкой благодаря растворенным солям и давлению вышележащей массы льда.

После сообщения о находке Mars Express провел новые радарные наблюдения, существенно дополнившие картину строения южного полюса Красной планеты. В недавнем выпуске журнала Nature Astronomy была опубликована статья, посвященная их результатам. Аппарату удалось уточнить размеры ранее обнаруженного водоема. Они составляют 20×30 км. Толщина жидкой прослойки остается неизвестной — импульсы радара MARSIS не могут пробиться через воду. Основной водоем окружен несколькими, более мелкими, озерами диаметром порядка 10 км, которые разделены участками сухой породы.

Местоположение предполагаемого подповерхностного озера. Источник: USGS Astrogeology Science Center, Arizona State University, INAF

Изначально ученые предполагали, что существование озера может объясняться выделением тепла из марсианских недр. Но после открытия «озер-спутников» они считают подобный сценарий маловероятным. Скорее всего, здесь мы видим остатки более крупного водоема, оставшегося со времен, когда Марс обладал более благоприятным климатом.