Облака Венеры сделали планету пригодной для жизни

Группа ученых из Кардиффского университета пришла к выводу, что запутанный химический состав облаков Венеры имеет неожиданное объяснение. Смоделированная симуляция подтвердила возможность существования жизни в атмосфере Венеры. Эта идея все еще вызывает споры, поэтому для ее проверки уже сейчас ведется подготовка космических миссий на самую негостеприимную планету Солнечной системы.

Венера
Жизнь на Венере может существовать в облаках. Фото: CNET

Венера вторая планета от Солнца. Но на ней жарче, чем даже на Меркурии. Все из-за мощнейшего парникового эффекта, превратившего ее в выжженную засушливую каменистую пустыню, в которой преобладают вулканы и облака токсичной серной кислоты. Слой облаков толщиной около 30 км большую часть времени закрывает поверхность планеты от наземных наблюдателей. В последнее время этот слой рассматривают как возможное укрытие для инопланетной жизни.

Недавнее исследование смоделировало облака на большей глубине. Оказалось, что на планете они не полностью состоят из серной кислоты, но содержат некоторое количество суспензий соли аммония. Исследование команды ученых было опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Гипотеза о фосфине

Недавняя работа основана на широко разрекламированном исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Nature. В нем утверждалось, что в атмосфере планеты найден газообразный фосфин в качестве доказательства гипотезы. Фосфин вырабатывается микроорганизмами, которым не нужен кислород для выживания. Поэтому присутствие газа было признаком того, что в атмосфере Венеры происходят биологические процессы.

Венера атмосфера
Самая неблагоприятная планета Солнечной системы является вероятным кандидатом на обнаружение внеземной жизни. Фото: CNET

«Никакая известная нам жизнь просто не способна выжить в облаках Венеры. Однако мы не исключаем, что на этой планете есть некая форма жизни, изменяющая среду, чтобы она стала пригодной для существования», заявила Сара Сигер, планетолог из Массачусетского технологического института и соавтор нового исследования.

Однако скептики не разделяют захватывающее «открытие» ученых и заявляют, что фосфин, вероятно, просто перепутали с диоксидом серы, выделяемого активными вулканами, а не являющимся результатом биологических процессов.

Необъяснимые сигнатуры

В новой статье внимание уделялось не фосфину, а некоторым необъяснимым химическим сигнатурам в облаках Венеры. Годы наблюдений показали наличие большего количества водяного пара и диоксида серы, чем ожидалось. Исследователи полагали, что объяснить эти аномалии может аммиак.

Миссия DAVINCI+ (концепт). Источник: NASA GSFC visualization and CI Labs Michael Lentz and colleagues

«Аммиака на Венере быть не должно. К нему присоединен водород. А на планете очень мало водорода. Любой газ, который не входит в контекст окружающей его среды, автоматически вызывает подозрение. Единственное объяснение он «создается» биологическими процессами», добавила Сигер.

Новое моделирование показало, что если микроорганизмы и были на Венере, производство аммиака является их побочным продуктом. Кроме того, аммиак нейтрализует капли серной кислоты в облаках, делая их в некоторой степени пригодными для жизни. Хотя вся эта работа проводилась с моделями, будущие миссии космических зондов могут помочь нам получить некоторые ответы на вопросы о том, что же на самом деле происходит в облаках.

Космические миссии на Венеру

К Венере планируется отправить три космические миссии по поиску свидетельств существования жизни: две от NASA (VERITAS и DAVINCI+), а одна от ESA (EnVision). Из всех трех DAVINCI+ единственная миссия, в которой планируется отправить аппарат в атмосферу Венеры. Космический зонд сделает замеры и проведет анализ облаков во время спуска на поверхность планеты.

Если жизнь обнаружат за пределами Земли в любом виде либо окаменевшей на поверхности Марса, либо процветающей в облаках Венеры, это будет одним из самых значительных научных открытий всех времен. Но прежде чем делать подобные заявления, нужно пройти долгий и неопределенный путь.

Напомним, что ранее мы рассказывали о 12 интересных фактах о Венере.