Небесный «провал»

На представленном снимке можно увидеть небо над Паранальской обсерваторией. Оно исчерчено характерными темными полосами, известными под названием «Большой Провал» и представляющими собой огромные облака газа и пыли, расположенные между Солнечной системой и внутренними областями Млечного Пути.

Млечный Путь над Паранальской обсерваторией. Источник: ESO/ M. Zamani

К сожалению, газово-пылевые облака поглощают большую часть видимого излучения, которое пытается пробиться к нам от миллиардов звезд, окружающих галактический центр. Из-за этого мы не можем увидеть его, просто посмотрев на ночное небо.

Но астрономы нашли другой способ заглянуть во внутренние части Млечного Пути, наблюдая их в инфракрасном свете и в радиодиапазоне. Излучение на этих длинах волн проходит сквозь газово-пылевые облака, почти не поглощаясь, что позволяет вести наблюдения сквозь толщу Большого провала.

На снимке также можно увидеть купол VISTA — Обзорного астрономического телескопа видимого и инфракрасного диапазона. Он установлен на пике по соседству с вершиной, на которой высятся башни Очень Большого телескопа (VLT ESO). Сейчас VISTA является крупнейшим в мире обзорным телескопом, работающим в ближней инфракрасной области спектра. Астрономы применяют его для решения различных задач — от исследований Млечного Пути до поиска удаленных квазаров, изучения эволюции галактик и скоплений галактик. Собранные им данные также используются в космологических исследованиях природы темной материи и темной энергии.