NASA успешно испытала «летающую тарелку» LOFTID

NASA сделала еще один успешный шаг, который приблизил к заветной мечте — отправке человека на Марс. 10 ноября прошло успешное испытание технологии надувного теплового экрана под названием LOFTID. Этот тормозной экран, похожий на летающую тарелку, совершил безупречное путешествие в космос и обратно на Землю, приводившись в 800 км от побережья Гавайев.

После развертывания в космосе NASA зрительно подтвердила с помощью видео в прямом эфире полное развертывание LOFTID на высоте примерно 125 км. Во время испытания ненадолго была потеряна телеметрия, но все прошло хорошо. Экран упал всего в 8 км от эвакуационного судна Kahana II, что позволило легко достать его. Также по плану LOFTID выбросил бортовой самописец для сбора данных.

«Это отличная возможность получить данные о полете и увидеть, как он действительно работает», — сказал во время прямой трансляции Грег Свонсон, руководитель LOFTID в исследовательском центре Эймса NASA.

Сложное торможение

LOFTID стоимостью 93 млн долларов — это надувной аэрокорпус, предназначенный для замедления входа космического корабля в марсианское небо и уменьшения количества тепла, создаваемого атмосферным трением. Эта технология является одним из решений для приземления в сверхтонкой марсианской атмосфере. Такие посадки особенно трудны, поскольку космические корабли испытывают очень мало сопротивления для торможения по сравнению с земной атмосферой.

Инфографика миссии LOFTID при тестировании в земных условиях

Иногда даже не хватает спусковых парашютов, чтобы доставить легкие полезные грузы на Марс. К примеру, марсоходы Spirit и Opportunity спустились на поверхность с помощью воздушных подушек, смягчивших падение. Большим марсоходам Curiosity и Perseverance уже потребовался небесный кран с ракетным приводом, чтобы мягко опустить роверы размером с внедорожник на поверхность.

Когда произойдет высадка на Марсе?

Форма LOFTID в виде летающей тарелки разработана таким образом, чтобы втиснуться в обычную ракету при запуске, но расшириться и раздуться, когда она достигнет Марса и ее атмосферы. Этот тормозной экран будет первым этапом на пути к поверхности. Дальше помогут парашюты, а также небесные краны.

LOFTID
Надувной тепловой экран LOFTID. Фото: NASA

Даты высадки человека на Марсе остаются туманными. Сначала NASA должна сосредоточиться на своей программе Artemis, целью которой является возвращение людей на Луну и создание на ней постоянной базы для проживания астронавтов в 2025—2026 годах. Если все пойдет по плану и отсрочек больше не будет, ракета SLS отправит космический корабль Orion в путешествие вокруг Луны без экипажа 16 ноября, что ознаменует начало лунной программы.

Ранее мы сообщали, что на Марсе найдены комфортные пещеры для первых астронавтов.