NASA продлила миссию космического аппарата CAPSTONE вокруг Луны

Крошечный космический аппарат NASA CAPSTONE, который сейчас вращается вокруг Луны, сделал первые снимки ближайшего соседа Земли. Зонд был построен для NASA американской компанией Advanced Space. Он создан для того, чтобы помочь аэрокосмической администрации заложить фундамент для будущей космической станции Gateway, которая будет выведена на орбиту Луны в рамках программы Artemis.

CAPSTONE
Анимация полета CAPSTONE.

CAPSTONE (аббревиатура переводится как «Эксперимент по эксплуатации и навигации циркулярной автономной системы позиционирования») испытывает уникальную орбиту вокруг Луны, известную как «Орбита с почти прямолинейным гало» (NRHO), на которой будет находиться Gateway. NRHO имеет очень эллиптическую форму и расположена в точке точного баланса гравитаций Земли и Луны. Для пребывания на этой орбите требуется мало энергии, что обеспечивает долговременную стабильность для будущих аванпостов.

Благодаря такой орбите аппарат приближается к одному полюсу Луны на расстояние 17,7 тыс. км, а затем удаляется на расстояние 70 тыс. км от другого полюса каждые семь дней. Именно во время близкого пролета мимо северного полюса спутник размером с микроволновую печь впервые сфотографировал поверхность Луны. Это произошло 3 мая 2023 года. Шесть дней спустя команда CAPSTONE использовала спутник для тестирования навигационной технологии под названием CAPS, которая подобна GPS на Земле.

CAPSTONE
Снимок Луны с борта CAPSTONE

Во время эксперимента 9 мая CAPSTONE объединился с Лунным разведывательным орбитальным аппаратом NASA (LRO), вращающимся вокруг Луны с 2009 года. Зонд прислал сигнал на LRO, который вернулся обратно к крошечному кубсату, что позволило измерить расстояние и относительную скорость между двумя зондами. Испытание 9 мая состоялось всего за несколько дней до шестимесячного юбилея вывода CAPSTONE на лунную орбиту.

Полугодовой срок пришелся на 13 мая. Таким образом была официально завершена основная миссия маленького космического зонда. Но испытания показывают, что CAPSTONE все еще способен внести свой вклад в дальнейшие усилия NASA по освоению Луны, поэтому миссия зонда была продлена.

Ранее мы сообщали о том, как NASA потеряла связь со спутником CAPSTONE.

По материалам NASA.