NASA отказалась переименовывать телескоп James Webb

Космический телескоп James Webb с лета 2022 года делает удивительные снимки Вселенной благодаря самым качественным фотокамерам, которые могут снимать на разных длинах волн инфракрасного излучения. Обсерватория на расстоянии почти 2 млн км от Земли создает потрясающие, озаренные светом звезд портреты галактик, наполненных загадочными черными дырами и бурными туманностями. Вместе с тем у этого почти идеального инструмента стоимостью 10 млрд долларов с безупречной репутацией есть один спорный момент — его название.

Космический телескоп James Webb. Источник: NASA

Обвинения от ЛГБТ-сообщества

За несколько месяцев перед запуском в космос ЛГБТ-сообщество в США раскритиковало NASA и потребовало переименовать космический телескоп. NASA была вынуждена бороться с широко распространенным пренебрежением по поводу того, что телескоп носит имя Джеймса Уэбба, руководившего аэрокосмической администрацией с 1961 по 1968 год. Общественные организации обвиняют NASA в том, что руководитель пропагандировал политику нетерпимости против ЛГБТ во время занимаемой им должности.

Таким образом, когда в прошлом году James Webb готовился к полету в космос, параллельно начались расследования этих обвинений, спровоцированных протестами ученых, активистов и представителей широкой общественности, требовавших изменить название новаторской машины. Лишь в конце прошлой недели NASA опубликовала документы, касающиеся расследования по Уэббу. В администрации не нашли оснований для переименования телескопа.

«Основываясь на имеющихся доказательствах, агентство не планирует менять название космического телескопа James Webb», — заявила NASA в пятницу в релизе о 89-страничном отчете.

Lavender Scare

Расследование сосредоточилось на двух случаях, связанных с Уэббом, оба из которых случились во время The Lavender Scare («Лавандовая паника»). Начиная с конца 1940-х до конца 1960-х, Lavender Scare стала трагической эпохой американской истории, когда тысячи сотрудников были либо уволены, либо вынуждены уволиться исключительно из-за своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Джеймс Уэбб
Джеймс Уэбб, в честь которого назван телескоп. Фото: Wikipedia

Одним из двух рассмотренных случаев была встреча в июне 1950 года между Уэббом, который тогда был заместителем госсекретаря, и президентом США Гарри Трумэном. Цель встречи заключалась в «искоренении из государственных департаментов и агентств гомосексуалистов и других моральных извращенцев». Расследование NASA показало, что основное участие Уэбба в этой встрече заключалось в попытке ограничить доступ Конгресса к кадровым записям Государственного департамента.

Выводы NASA

«На сегодняшний день нет никаких доступных доказательств прямой связи Уэбба с какими-либо действиями или последующими действиями, связанными с увольнением лиц из-за их сексуальной ориентации», — заявил глава NASA Билл Нельсон.

Другими словами, NASA предполагает, что дискриминация имела место в агентстве, особенно потому, что федеральная политика США в то время поощряла такие предубеждения. Но сам Уэбб не был связан с такой дискриминацией. Доклад NASA также содержит обнадеживающие замечания по поводу того, как учиться на огромных ошибках, чтобы построить светлое будущее.

Напомним, что ранее мы писали о том, как недостаток James Webb поможет решить три загадки Вселенной.

По материалам CNET