NASA хочет построить на Луне стеклянное шоссе, а у Рогозина очередной приступ сумасшествия: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: Сталлоне снимает космическую научную фантастику, где один из героев — украинец; с нашего небосклона таинственно исчезли три звезды, а мы рассказываем, что делать, если российский «Союз» приземлится в Украине.

«Вселенная не только более странная, чем мы думаем — она более странная, чем мы можем себе представить».

— Вернер Гейзенберг, «Через границы»

Астрономы нашли новую почти полностью темную галактику

Галактика Нубе, которую недавно открыли астрономы в ходе осмотра неба IAC Stripe 82 Legacy, оказалась почти полностью темной. Она имеет размер, сравнимый с Малым Магеллановым Облаком, но при этом практически не излучает света в видимом диапазоне. Эта звездная система принадлежит к типу, который так и называется — «почти темные галактики». Они обладают достаточно большими массами, но при этом крайне низкой яркостью. Часто в видимой части спектра их вообще не видно.

При этом почти темные галактики не надо путать со звездными системами, в которых много темной материи, либо газа и пыли. Преимущественно они имеют низкую яркость именно потому, что их звезды достаточно тусклые, и их число в единице объема невелико. Галактика Нубе находится на расстоянии 350 млн световых лет. Ее масса оценивается в 390 млн солнечных, а диаметр — в 22 500 световых лет. Кроме того, ее окружает гало с общей массой порядка 26 млрд солнечных. На первый взгляд может показаться, что это много, но на самом деле столько весит гораздо меньшее по размеру Малое Магелланово Облако, которое является спутником Млечного Пути.

Россия собирается атаковать Украину ракетой «Союз»

Немецкое издание BILD объявило, что в их распоряжение попала аудиозапись ряда телефонных разговоров бывшего главы «роскосмоса» Дмитрия Рогозина с чиновниками и инженерами. В них обсуждается возможность применения ракеты «Союз» для нанесения удара по одному из крупных украинских городов.

На космодроме «Плесецк» действительно есть комплекс, рассчитанный на запуск новейших модификаций «Союза». С тем, чтобы в полете развернуть 50-метровую ракету, куда нужно, тоже нет никаких проблем. Однако речь идет о вхождении боевой части в атмосферу на сверхзвуковой скорости. Ни одна российская бомба с обычной взрывчаткой на такое не рассчитана. От высоких температур тротил внутри просто начинает разлагаться или взорвется раньше времени.

Другая проблема — точность поражения цели будет чрезвычайно низкой. Погрешность составит 50–100 км. Немаловажно, что на расчет траектории ракеты обычно уходит 6–9 месяцев — россияне научились выполнять его за месяц-два. Поэтому верхний предел сроков на самом деле составляет примерно полгода.

Стеклянное шоссе: опасную пыль на Луне используют для постройки дорог

Луна вскоре может принять больше гостей, чем когда-либо прежде, благодаря амбициозному плану NASA и ее международных партнеров построить постоянную базу на лунной поверхности для длительного пребывания астронавтов. Основой будущих миссий станут роверы следующего поколения, которые позволят экипажам исследовать поверхность естественного спутника Земли. Однако возникает серьезная угроза, связанная с вредной пылью, которую они будут поднимать во время движения. Чтобы решить эту проблему, инженеры разрабатывают метод, заключающийся в расплавлении пыли для создания твердого покрытия, вроде асфальтированных дорог на Земле. Такие пути обеспечат безопасное и быстрое путешествие луноходам и их экипажам.

На Земле были проведены испытания с имитаторами лунной пыли, в ходе которых порошкообразный материал расплавлялся при помощи лазерного луча и превращался в стекловидную твердую поверхность. Однако инженеры рассматривают также вариант для работы на Луне, где солнечный свет может быть сконцентрирован через линзу Френеля, чтобы таким же образом расплавлять пыль и создавать необходимое покрытие.

Сильвестр Сталлоне снимает космическое кино. Один из героев — украинец

Компания Balboa Productions Сильвестра Сталлоне и британская Altitude Film Entertainment объявили о начале работы над экранизацией книги канадского астронавта Криса Хэдфилда «Убийства на Аполлоне». Автор книги — один из самых известных астронавтов современности Крис Хэдфилд. Он совершил три космических полета и стал автором первого музыкального видео, снятого в космосе. Его автобиография переведена на украинский язык.

По жанру «Убийства на Аполлоне» — научная фантастика. Действие книги происходит в альтернативной реальности 1973 года, в разгар Холодной войны и космической гонки между США и СССР. К Луне стартует космический корабль Apollo 18. За несколько недель до полета экипаж получает неожиданное задание — уничтожить советскую военную орбитальную станцию «Алмаз». Как часто бывает в драматических историях, все идет не по плану, и астронавтам приходится преодолевать ряд препятствий — как технических, так и психологических.

Одним из героев книги является украинец, выходец из крымских татар Габдухай Латыпов, или просто Габдул. Он вырос вблизи Симферополя и мечтал стать космонавтом. После окончания школы пошел служить в ВВС, надеясь, что его направят на обучение.

Куда исчезли три звезды: загадка 70-летней давности

В 1952 году три звезды неожиданно исчезли. На одном снимке участка неба они есть, на другом, сделанном через час — отсутствуют. Ученые до сих пор не могут понять, что это было, и выдвигают различные версии. Первая из них заключается в том, что это были не три объекта, а один. Например, звезда, неожиданно увеличившая свою яркость вследствие быстрого радиовсплеска магнетара. Одновременно с этим между нами и ней прошла «блуждающая» черная дыра. Ее гравитационное поле искривило путь света и привело к появлению ошибочных изображений.

Вторая гипотеза опирается на тот факт, что три звезды были разделены 10 угловыми секундами. Если это три отдельных объекта, то, чем бы они ни были «подсвечены», ограниченность скорости света не позволяет им находиться далеко друг от друга и от источника. Наконец, третья версия заключается в том, что эти звезды вообще не являлись космическими объектами. Паломарская обсерватория находится достаточно близко к пустыне Нью-Мексико, где в то время проводились испытания ядерного оружия. Радиоактивная пыль вполне могла попасть на фотопластинку и создать ложное изображение.

Фото недели: астрономы показали последствия столкновения галактик

Галатика NGC 7727. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

Используя телескоп Gemini South, астрономы сфотографировали последствия столкновения двух галактик, которое произошло миллиард лет назад. Система NGC 7727 расположена на расстоянии около 90 млн световых лет от нас по направлению к созвездию Водолея. В ее центре находится ближайшая известная нам пара сверхмассивных черных дыр. Наиболее примечательной ее частью являются два галактических ядра, оставшихся от исходных галактик. Они содержат сверхмассивные объекты. Масса одного из них составляет 6,3 млн, а другого — 154 млн масс Солнца. Они разделены дистанцией в 1600 световых лет, и это расстояние постепенно сокращается. Предполагается, что примерно через 250 млн лет черные дыры сольются в единый объект. Это будет сопровождаться образованием мощных гравитационных волн.

Интересная цифра: 98% атмосферы — азот

Концепт аппарата Dragonfly. Источник: Johns Hopkins APL

Инженеры NASA осуществили ряд испытаний модели дрона Dragonfly в аэродинамической трубе. Он предназначен для изучения Титана, атмосфера которого на 98% состоит из азота. Ее плотность в четыре раза превосходит земную, а давление у поверхности спутника составляет 1,5 атмосферы.

​​На Титан планируют отправить винтокрылый летательный аппарат общей массой около 450 кг. Его оснастят четырьмя двойными винтами, позволяющими ему перемещаться со скоростью порядка 36 км/ч и подниматься на высоту до 8 км. Энергоснабжение дрона будет осуществляться за счет радиоизотопного термоэлектрогенератора (ритэга). На данный момент запуск миссии Dragonfly запланирован на 2027 год. Изучение крупнейшего сатурнианского спутника начнется в 2035-м.

Что произойдет, если российский космический корабль «Союз» совершит аварийную посадку на территории Украины? Да, шансы на это, мягко говоря, невелики. Но не стоит забывать, что за 20 месяцев полномасштабного российского вторжения мы уже стали свидетелями целого ряда ситуаций, которые когда-то считались абсолютно невозможными. И, тем не менее, они воплотились в жизнь. Редакция The Universe Space Tech провела опрос среди подписчиков нашей страницы в Facebook и Telegram-канала, чтобы узнать их мнение, а также попросила юриста прокомментировать и разъяснить правовые аспекты этой ситуации.

Читайте в предыдущем дайджесте: Индия замахнулась на постройку космической станции, а режиссер Crazy Frog снял фильм о путешествии по Солнечной системе: дайджест новостей