Куда исчезли три звезды: загадка 70-летней давности

В 1952 году три звезды неожиданно исчезли. На одном снимке участка неба они есть, на другом, сделанном через час, — отсутствуют. Ученые до сих пор не пришли к выводу о том, что это было, и выдвигают разные версии.

Три исчезнувшие звезды
Три исчезнувшие звезды. Источник: Palomar Observatory/Solano, et al

Куда исчезли три звезды?

Уже более 70 лет ученые не могут разгадать загадку внезапного исчезновения трех звезд со снимка звездного неба. В 1952 году Паломарская обсерватория в США осуществляла фотографический обзор неба. Одной из целей научного проекта был поиск астероидов. Поэтому фотографии делались парами через определенный промежуток времени.

Так было и 19 июля 1952 года. Около 20:52 фотопластинка зафиксировала свет трех звезд примерно 15 звездной величины. А на второй, сделанной в 21:45, их не обнаружили. Не появлялись они ни на одном фото, сделанном в последующие годы.

В космосе хватает кратковременных событий, называемых транзиентными. Однако очень мало их предполагает столь большое уменьшение яркости менее чем за 50 минут. Интриги добавляет и тот факт, что следующие снимки этой области делались более мощными телескопами. Поэтому звезды должны уменьшить свою яркость по крайней мере до 24 величины, то есть в 10 тыс. раз.

Что это могло быть?

Современные исследователи выдвигают три основные теории относительно того, что это могло быть. Первая из них заключается в том, что это были не три объекта, а один. Например, звезда, которая неожиданно увеличила свою яркость вследствие быстрого радиовсплеска магнетара. Одновременно с этим между нами и ней прошла блуждающая черная дыра. Ее гравитационное поле искривило путь света и привело к появлению ошибочных изображений.

Эффект гравитационного линзирования действительно мог бы объяснить наблюдавшуюся картину. Он неоднократно умножал изображения далеких галактик. Однако в случае с черной дырой и того конкретного обзора неба такой вариант выглядит маловероятным.

Вторая теория опирается на тот факт, что три звезды были разделены 10 угловыми секундами. Если это три отдельных объекта, то чем бы они ни были подсвечены, ограниченность скорости света не позволяет им находиться далеко друг от друга и от источника.

Подсчет показывает, что расстояние до звезд не может быть больше 2 св. лет, а между собой они должны быть разделены только 6 а.е. Это означает, что на самом деле эти объекты были астероидами из Облака Оорта, которые «подсветило» какое-то событие.

Наконец, третья теория заключается в том, что три звезды вообще не являлись космическими объектами. Паломарская обсерватория находится достаточно близко к пустыне Нью-Мексико, где проводились испытания ядерного оружия. Радиоактивная пыль вполне могла попасть на пластинку и создать ложное изображение. Поскольку на других снимках 1950-х годов наблюдаются аналогичные «исчезновения», эта теория выглядит более чем вероятной.