Астрономы нашли новую почти полностью темную галактику

Галактика Нубе, которую недавно открыли астрономы во время осмотра неба IAC Stripe 82 Legacy, оказалась почти полностью темной. Она имеет размер, сравнимый с Малым Магеллановым Облаком, но при этом практически не излучает света в видимом диапазоне.

Галактика Нубе
Галактика Нубе. Источник: phys.org

Почти темная галактика

Группа астрономов под руководством Миреи Монтес из университета Ла-Лагуна (Испания) недавно открыла удивительную звездную систему, которая получила название Нубе. Они реализовали проект IAC Stripe 82 Legacy, целью которого является поиск чрезвычайно слабых объектов в полосе шириной 2,5 градуса, расположенной в южной части небесной сферы параллельно экватору.

Эта звездная система принадлежит к типу, который так и называется «почти темные галактики». Эти системы обладают достаточно большими массами, но при этом крайне низкой яркостью. Часто в видимой части спектра их вообще не видно.

При этом почти темные галактики не надо путать со звездными системами, в которых много темной материи или газа и пыли. Преимущественно они имеют низкую яркость именно потому, что их звезды достаточно редкие и тусклые.

Чем интересно новое открытие

Галактика Нубе находится на расстоянии 350 млн св. лет от нас. Ее масса оценивается в 390 млн солнечных, а диаметр — в 22 500 св. лет. Кроме того, ее окружает гало в 26 млрд солнечных масс. На первый взгляд может показаться, что это много, но на самом деле столько весит гораздо меньшее по размеру Малое Магелланово Облако, которое является спутником Млечного Пути.

Однако именно размер удивил ученых больше всего. Нубе намного больше любой ранее известной почти темной галактики. По своему размеру она приближается к ультрадиффузным системам. Они имеют диаметр, сравнимый с Млечным Путем, однако содержат только 1 процент его звезд.

Новая система по крайней мере в 10 раз тусклее любой из них. Но с чем связаны такие особенности Нубе, исследователи сказать не могут. Возможно, играют роль начальные условия ее формирования, а возможно — факторы, которые действовали на протяжении ее эволюции, длившейся 10 млрд лет.