Без иллюзий: что делать, если российский «Союз» приземлится в Украине

Что произойдет, если российский космический корабль «Союз» совершит аварийную посадку на территории Украины? Да, шансы на это, мягко говоря, невелики. Но не стоит забывать, что за 20 месяцев полномасштабного российского вторжения мы уже стали свидетелями целого ряда ситуаций, которые когда-то считались абсолютно невозможными. И, тем не менее, они воплотились в жизнь.

Уже после того, как мы подготовили этот текст, немецкое издание Bild сообщило об оказавшихся в их распоряжении записях переговоров Дмитрия Рогозина с Дмитрием Барановым — гендиректором ракетно-космического центра «Прогресс». В начале 2023 года они обсуждали технические детали организации удара по крупному городу Украины при помощи ракеты «Союз», используемой для пилотируемых полетов в космос.

Это подтверждает, что описанный нами сценарий заслуживает изучения. Зная, как действует россия и каков «интеллектуальный уровень» ее руководства, стоит быть готовыми к любым ситуациям, насколько бы безумными либо маловероятными они не казались. Даже к тому, что «Роскосмос» перепутает ракету «Союз» с космическим кораблем «Союз» и по ошибке сбросит на нас своих космонавтов.

Аварийные посадки Холодной войны

Скажем сразу: за всю историю мировой космонавтики еще не было случая, чтобы космический корабль находящегося в состоянии войны государства совершал посадку на территории его противника. В то же время не стоит забывать, что значительная часть космической эры прошла под знаком Холодной войны — и, конечно же, стороны не могли не учитывать такую вероятность. Именно поэтому некоторые космические аппараты оснащались системой самоуничтожения, чтобы они не попали «не в те руки». В частности, именно такая судьба постигла «Зонд-4». После того, как стало понятно, что его спускаемый аппарат совершит посадку вдалеке от запланированной территории, он был подорван по команде ЦУП.

Вернувшаяся на Землю капсула космического корабля «Союз». Источник: NASA/Bill Ingalls

Разумеется, этот сценарий не подходил для пилотируемых миссий. Поэтому их экипажи имели инструкции на случай посадки на территории потенциального противника. В частности, им было предписано уничтожить секретные документы и аппаратуру.

Именно такая ситуация возникла в 1975 году. Во время запуска корабля «Союз-18» произошла авария ракеты-носителя, из-за которой он не сумел выйти на орбиту и совершил аварийную посадку в горах. Экипаж корабля не знал, где конкретно он находится. Но, исходя из траектории полета, вероятность того, что «Союз» сел в Китае, была весьма высока. Поэтому космонавты сожгли некоторые документы. Уже позже выяснилось, что на самом деле они приземлились в 800 км к северу от границы с Китаем.

Другая потенциально щекотливая ситуация сложилась с кораблем «Союз-33» в 1979 году. Он должен был состыковаться с орбитальной станцией «Салют-6», но после выхода на орбиту у него отказала основная силовая установка. В результате было принято решение о возвращении на Землю. При этом в случае возникновения необходимости срочной посадки кораблю бы пришлось садиться на территории США. Но в итоге до этого не дошло, и «Союз-33» вернулся в СССР.

На то, что советские конструкторы довольно серьезно рассматривали вероятность посадки «Союза» за рубежом, указывает наличие на спускаемом аппарате корабля инструкции по его вскрытию, продублированной по-английски.

Инструкция на русском и английском языках на капсуле «Союза» времен СССР. Источник: space.stackexchange.com

Что касается США, то, поскольку американские капсульные корабли приводнялись в океане, вероятность их посадки во враждебной стране была намного ниже, чем в случае с «Союзами». С шаттлами сложилась иная ситуация. Они садились на аэродромы, подобно самолетам, но при этом ко взлетно-посадочной полосе выдвигался ряд требований.  В частности, ее длина должна была составлять не менее 3 км. Поэтому NASA создала целую сеть подготовленных посадочных полос по всему миру, способных при необходимости принять «челнок» — от Марокко до острова Пасхи. Но в итоге ни одна из этих зарубежных площадок так и не пригодилась.

Что говорят юристы

В целом, несмотря на сложные отношения между двумя противоборствующими блоками во времена Холодной войны, очевидно, что если бы корабль одной из сторон совершил посадку на территории другой, никто бы не стал арестовывать его экипаж. Он бы вернулся на родину вместе со своим кораблем. Хотя спецслужбы, конечно же, не упустили бы возможность познакомиться с ним повнимательнее.

Однако сейчас речь не идет о скрытом противостоянии. В настоящее время идет полномасштабная война, в которой агрессор давно нарушил все возможные нормы и правила поведения. А многие российские космонавты в прошлом были военными летчиками и имеют воинские звания. Даже покорители космоса, не имеющие прямой связи с армией, активно используются для оправдания агрессии и пропаганды. Так, можно вспомнить печально известный случай, когда в июне прошлого года российские космонавты на МКС развернули флаги т.н. «ДНР» и «ЛНР».

Российские космонавты с флагом «ДНР» на МКС. Вопрос о том, можно ли считать их «посланцами человечества в космосе», является риторическим.

Тем не менее, нельзя полностью игнорировать юридический аспект. В связи с этим мы попросили кандидата юридических наук и эксперта в области космического права Анну Гурову прокомментировать, как должна регулироваться подобная ситуация согласно действующим международным соглашениям.

По словам Анны Гуровой, в соответствии со статьей 5 Договора о космосе 1967 года космонавты являются посланцами человечества в космосе, что в связи с основополагающим принципом мирного исследования и использования космического пространства определяет их гражданский статус. Кроме того, Соглашение о спасении космонавтов указывает, что при обнаружении экипажа космического корабля на территории юрисдикции другого государства, это государство должно:

1. Проинформировать власти страны, осуществившей запуск (в нашем случае россию), и Генсека ООН.
  2. Незамедлительно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему всей необходимой помощи.
  3. Вернуть экипаж корабля государству их юрисдикции.
  4. По просьбе и с помощью государства, осуществившего запуск, принять все возможные меры, чтобы спасти, а затем вернуть космический корабль или то, что от него осталось.

Однако здесь есть два важных нюанса.

Во-первых, условием начала этих процессов является авария космического корабля, нахождение экипажа в состоянии бедствия или осуществления им вынужденной либо непреднамеренной посадки. Каждое из вышеперечисленных условий можно доказывать и оспаривать. В условиях войны такая ситуация вызывает необходимость проведения анализа на предмет соблюдения принципа различения (по международному гуманитарному праву), то есть является ли космический корабль гражданской или же военной целью.

Во-вторых, нашим исходным положением есть то, что космонавты являются посланцами всего человечества, что и обуславливает их мирный статус. Однако в 2001 году в россии были созданы космические войска (в 2015 году они вошли в состав воздушно-космических сил). Часть пунктов указа о создании этих войск не опубликованы. При этом российские космонавты имеют допуск к государственной тайне согласно положению №551 от 10 мая 2017 года.

В то же время, согласно статье 50 первого Дополнительного протокола к Женевской конвенции, в случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, оно по умолчанию считается таковым. Учитывая определенные положения в этом международном документе, а также статью 4 Третьей женевской конвенции, определяющую, кто может быть военнопленным, сомнение в любом случае возникнет.

Вместе с тем, часть 4 А статьи 4 указанной конвенции выделяет еще и следующие категории военнопленных: члены экипажей судов торгового флота и гражданских воздушных судов сторон конфликта, если на них не распространяется более благоприятный режим.

Поэтому ситуация выглядит следующим образом. В случае аварийной посадки российского космического корабля Украина, конечно же, примет меры по спасению космонавтов. Но это вовсе не значит, что они автоматически будут немедленно признаны гражданскими лицами и возвращены на родину вместе с «Союзом». Будет запущен процесс разбирательства. Результатом должно стать установление причины посадки, цели, преследуемой космонавтами, и определение их статуса. До его завершения они будут оставаться на украинской территории.

Что говорят простые люди

Это оценка юриста. А как насчет обычных людей? Редакция The Universe Space Tech провела опрос среди подписчиков нашей страницы в Facebook и Telegram-канала, чтобы узнать их мнение.

Вполне предсказуемо большинство наших читателей высказалось против того, чтобы просто отпустить российских космонавтов. Они считают, что их следует обменять на защитников Украины.

Вот некоторые из полученных нами комментариев:

Капсулу в Музей истории науки и техники (отдел Львовского исторического музея). Космонавтов в обменный фонд.

Тарас Рак

Даже если не военные — в плен (как минимум за незаконное пересечение границы), далее обменять.

Pavlo Lahunov

В плен и обменять на наших героев.

Katya Luchka

Согласно действующему законодательству. Если военные — в обменный фонд.

Виктор Заславский

Это ценный обменный фонд! Обменять сразу на всех азовцев!

George Gerasimyak

Но, конечно, некоторые из наших читателей выдвинули куда более необычные и радикальные предложения. Например:

Надо их вернуть домой. Катить капсулу в сторону России, по российским минным полям.

Дмитрий Горчилин

Заварить люки и отослать обратно откуда прилетели.

Симаргл

Экскурсию устроить по освобожденным территориям.

Игорь Кикос

Очень быстро заварить все отверстия и люки сварочным аппаратом!

Алексей Ходос

Считать их инопланетянами. Далее будем проводить различные опыты на их мозге.

Victor Vlad

Как мы уже отметили в начале статьи, вероятность того, что российский космический корабль когда-либо совершит аварийную посадку на украинской территории, довольно мала. Но если такое действительно произойдет — очевидно, что это событие вызовет весьма неоднозначную реакцию среди граждан нашей страны. Международные договора могут содержать сколь угодно много красивых слов про посланцев человечества. Но реальность такова: война окончательно разрушила образ российских космонавтов как неких героев современности, в чем немало помогли их собственные действия.

Исходя из вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что, попав в Украину, российские космонавты вовсе не обязательно будут признаны гражданскими лицами. Особенно если добавить к нашим рассуждениям недавно опубликованные откровения Рогозина. Так что, во избежание эксцессов, им все же лучше избегать посадок на нашей территории — разумеется, если только они не хотят последовать примеру летчика Максима Кузьминова, перелетевшего со своим Ми-8 в Украину. В этом случае российским космонавтам у нас всегда будут рады.