Астрономы нашли ближайшую к Земле пару сверхмассивных черных дыр

Используя Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории (VLT ESO), астрономы обнаружили ближайшую к нам из всех когда-либо наблюдавшихся пар сверхмассивных черных дыр. Со временем они сольются воедино, образовав гигантскую черную дыру.

Крупный план (слева) и широкоугольное изображение (справа) двух ярких ядер галактики NGC 7727, в каждом из которых находится сверхмассивная черная дыра. Источник: ESO/Voggel et al.; ESO/VST ATLAS team. Acknowledgement: Durham University/CASU/WFAU

Сверхмассивные черные дыры обычно находятся в ядрах массивных галактик. Когда две таких галактики сливаются, они тоже могут столкнуться. Именно это со временем и произойдет в галактике NGC 7727. Она расположена в созвездии Водолея на расстоянии 89 млн световых лет от Земли. Это значит, что мы видим ее такой, какой она была во времена последних динозавров.

NGC 7727 образовалась в ходе слияния двух галактик, поэтому содержит целых два ядра. Благодаря VLT, астрономы смогли сфотографировать эти ядра и определить, что каждое из них содержит сверхмассивную черную дыру. Также исследователи сумели измерить расстояние между ними. Черные дыры разделяет всего 1600 световых лет. Это в два раза меньше, чем в наиболее тесной из прежде известных подобных пар. Более того, расстояние между NGC 7727 и Землей в пять раз меньше того, на котором расположен прежде считавшийся ближайшим объект, тоже содержащий две сверхмассивные черные дыры.

Крупный план двух ярких ядер галактики NGC 7727, в каждом из которых находится сверхмассивная черная дыра. Источник: ESO/Voggel et al

Характеристики и будущее пары черных дыр

Проведенные астрономами расчеты показали, что, с учетом нынешней скорости, примерно через 250 млн лет обе черные дыры NGC 7727 сольются воедино. Это событие будет сопровождаться образованием гравитационных волн, которые периодически фиксируются на Земле.

Но это еще не все новости. Наблюдая за тем, как гравитация черных дыр влияет на движение звезд в их окрестностях, астрономы сумели определить их массы. У большей из них она составляет 154 млн масс Солнца, а у ее компаньона — «всего»  6,3 млн. Для сравнения, масса черной дыры в центре нашей Галактики составляет 4,3 млн солнечных.

Галактика NGC 7727. Источник: ESO/VST ATLAS team. Acknowledgement: Durham University/CASU/WFAU

Это первый случай, когда массы сверхмассивных черных дыр были определены таким образом. Астрономы сумели добиться этого достижения благодаря близости пары к Земле. В наблюдениях использовался смонтированный на VLT приемник MUSE, впоследствии его данные подтвердил телескоп Hubble.

Стоит отметить, что исследователи давно подозревали, что в NGC 7727 находятся две черных дыры, но не могли уверенно подтвердить их присутствие, так как в их ближайших окрестностях не наблюдается мощных источников высокоэнергетического излучения. Открытие говорит о том, что таких пар, образовавшихся вследствие слияний галактик, может быть гораздо больше, чем считалось ранее. По словам исследователей, теперь оценка общего количества сверхмассивных черных дыр в нашей локальной области Вселенной может вырасти на 30%.

Область неба вокруг галактики NGC 7727. Источник: ESO/Digitized Sky Survey 2

Ожидается, что огромный шаг вперед в поиске подобных скрытых пар сверхмассивных черных дыр будет сделан с Чрезвычайно большим телескопом ESO (ELT), ввод которого в эксплуатацию запланирован на конец нынешнего десятилетия.

Ранее мы уже писали о том, как астрономы нашли притаившуюся в окрестностях Млечного пути черную дыру и воссоздали «выстрел» джета подобного объекта.