Что находится в ядре Марса: мертвый InSight раскрыл секрет

Анализируя данные с выведенного из эксплуатации посадочного модуля InSight, ученые обнаружили сейсмические волны от двух сигналов, прошедших через ядро планеты: один от марсотрясения, а другой — от падения метеорита с другой стороны Марса. Согласно сейсмическим данным, центр Красной планеты представляет собой жидкий сплав железа с удивительно большим количеством серы и кислорода. Исследование команды опубликовано сегодня в Proceedings of the National Academy of Sciences

Впечатление художника о внутреннем строении Марса
Внутреннее строение Марса в представлении художника. Изображение: IPGP/Дэвид Дюкро

В отличие от ядра Земли, в котором есть жидкое наружное ядро и твердое внутреннее, марсианское оказалось полностью жидким. Приблизительно пятую часть веса ядра Красной планеты составляет большая доля более легких элементов, преимущественно серы, с меньшим количеством кислорода, углерода и водорода. Это гораздо больше, чем у Земли, что дает намек на то, почему наша планета стала живой, а Марс превратился в мертвую и сухую пустыню. Новое исследование также выявило, что ядро Красной планеты на самом деле немного плотнее и меньше, с радиусом примерно 1800 км.

Художественное изображение внутренней части Марса и путей, по которым проходят сейсмические волны, когда они проходят сквозь ядро планеты
Художественное изображение внутренней части Марса и путей сейсмических волн, когда они проходят сквозь ядро планеты. Изображение предоставлено NASA/JPL

«Уникальность ядра Земли дает возможность генерировать магнитное поле, которое защищает нас от солнечных ветров, позволяя удерживать воду. Ядро Марса не создает этого защитного экрана, поэтому условия на поверхности планеты враждебны для жизни», — объяснил геолог из университета Мэриленда и соавтор статьи Николас Шмерр.

Эта информация может помочь отточить нашу способность искать жизнь вне Солнечной системы. Марс и Земля во многом схожи. Изучение того, чем они отличаются и почему, может помочь ученым сузить определение того, в каких инопланетных мирах, вероятнее всего, есть жизнь.

InSight перестал отвечать на запросы NASA в декабре, после того, как много лет марсианская пыль накапливалась на его солнечных панелях, оставив космический корабль без питания. Он приземлился на планету в ноябре 2018 года. Миссия длилась вдвое дольше, чем планировали ученые NASA. За время нахождения на поверхности InSight обнаружил более 1300 марсотрясений с помощью своего сейсмометра.

Ранее мы сообщали о том, что NASA InSight испытал четыре мощных удара от метеоритов на Марсе.