На МКС заработает робот-хирург MIRA

NASA активно разрабатывает планы по возвращению на Луну и высадке первых людей на Марсе в 2030-х годах. Но во время таких невероятно рискованных миссий с экипажем может произойти что угодно. Например, не исключены серьезные травмы, требующие хирургического вмешательства. В отличие от Международной космической станции (МКС), где астронавт может вернуться на Землю для экстренной медицинской помощи за считанные часы, путешествия в глубокий космос — это совсем другой сценарий.

Робот-хирург MIRA

Чтобы преодолеть эту проблему, NASA готовится испытать дистанционного робота-хирурга под названием MIRA. Это высокотехнологичное устройство, состоящее из основной секции, оснащенной двумя инструментальными манипуляторами, которыми можно управлять дистанционно для лечения травмированных астронавтов.

Робота разрабатывали почти два десятилетия. Это детище компании Virtual Incision из штата Небраска с участием команды инженеров из Университета Небраски-Линкольна. Устройство MIRA будет испытано на МКС в 2024 году, чтобы выяснить, является ли оно жизнеспособным медицинским инструментом для длительных миссий экипажа в дальний космос. Во время испытаний на борту орбитального аванпоста MIRA будет работать в камере для экспериментов размером с микроволновку и выполнять процедуры, имитирующие те, что используются в хирургии.

Дистанционная консоль управления роботом-хирургом MIRA

MIRA оказалась достаточно компактной и весит меньше килограмма. Размеры робота позволяют разместить его в небольшом космическом корабле со строгими ограничениями веса в отношении груза. Хирург на Земле сможет управлять роботом с помощью консоли с ножными педалями, которые дадут оператору полный контроль над инструментами MIRA и эндоскопическим видением анатомии в режиме реального времени. MIRA сможет выполнять минимальные инвазивные операции и даже стоматологические процедуры.

Соучредитель и главный технический директор Virtual Incision Шейн Фарритор заявил: «Важно проверить возможности технологий, которые могут быть полезны во время миссий, измеряемых месяцами и годами. Поэтому МКС поможет нам отточить технологию дистанционного лечения».

Ранее мы сообщали о том, как трио роботов Astrobee научилось работать отдельно от астронавтов на МКС.