На Марсе заметили «след динозавра»: фото

Ударные кратеры — это естественный почерк хаотического периода в истории нашей Солнечной системы. Взгляд на изуродованную поверхность Луны делает этот факт очевидным. То же самое с Марсом. Орбитальный космический аппарат с мощной камерой Mars Reconnaissance Orbiter и его камера HiRISE годами исследуют поверхность Марса, каталогизируя «зверинец» ударных кратеров планеты. Один из них, недавно выбранный фотографией дня HiRISE (HIPOD), похож на птицу-громовержца. Или на след динозавра, оставленный в грязи.

Этот необычный с виду марсианский кратер образовался, когда что-то ударилось о поверхность планеты под острым углом. Фото: NASA/JPL-Caltech/UArizona

Этот ударный объект — то ли астероид, то ли комета — врезался в Марс под острым углом. Большинство обломков от этого столкновения скопилось на возвышенном плато на западе, которое находится в верхней части этого изображения. Эти обломки действовали как затвердевший колпак, укрывавший родной марсианский материал под ними. Остальные обломки разлетелись в виде узора, который играет с вашим воображением эффектом парейдолии.

Панорамное изображение необыкновенного кратера
Панорамное изображение необыкновенного кратера. Фото: NASA/JPL/University of Arizona

Безымянный кратер имеет около 5 км в поперечнике и является одним из сотен тысяч кратеров такого же размера. Он расположен вблизи гораздо более крупного кратера Скиапарелли и огромного ударного бассейна Эллада Планития.

Місцезнаходження кратера позначено жовтою рамкою
Местонахождение кратера обозначено желтой рамкой. Фото: USGS

Разнообразные кратеры

Расположение Марса вблизи пояса астероидов означает, что он подвергался ударам самых разнообразных объектов под разными углами и на разных скоростях. Мало того, недра планеты во многих местах содержали воду или лед, что лишь добавляет удивительности кратерам, которые усеяли ее поверхность. Со временем популяция столкновений в Солнечной системе менялась. В конце концов, большие астероиды, которые создают огромные бассейны, такие как Эллада Планития, иссякли, а падение объектов стало не таким частым.

Этот ударный кратер с малым углом наклона имеет удивительную форму бабочки
Этот ударный кратер с малым углом наклона напоминает бабочку. Он имеет протяженность 15 км и находится к северу от ямок Ахерон на Марсе. Это изображение мозаика из трех снимков, сделанных инструментом THEMIS на Mars Odyssey. Фото: NASA

Ударные кратеры — важнейшая особенность поверхности каменистых планетных тел. Большинство из них являются косыми ударными кратерами, вызванными метеоритами. Но не все они выглядят так, как на титульном изображении. Существует огромное разнообразие форм кратеров от подобных столкновений.

Чиксулуб
Иллюстрация кратера Чиксулуб после его падения на Землю 66 млн лет назад. Изображение: National Geographic

Самый известный остроугольный ударный кратер находится не на Марсе или Луне. Он здесь, на Земле. Исследователи почти уверены, что кратер Чиксулуб, который убил динозавров, образовался от удара под малым углом.

Ученые очень интересуются ударными кратерами, поскольку они формируют поверхности планет и имеют глубокое влияние на траекторию развития жизни на Земле.

Ранее мы сообщали о том, что загадочный вход в пещеру на Марсе взбудоражил общественность.

По материалам uahirise.org.