Миссия Artemis: ТОП-5 интересных фактов о ракете NASA SLS

Запуск лунной ракеты Space Launch System (SLS) сорвался в понедельник 29 августа из-за неисправности двигателя. Надеемся, что долгожданный старт в субботу 3 сентября в конце концов состоится. Пока инженеры исправляют проблемы, а вы ожидаете живой трансляции старта, предлагаем вам узнать несколько интересных фактов о мегаракете, которая была создана не только для путешествий человечества на Луну, но даже на Марс.

Ракета Space Launch System (SLS)
Ракета Space Launch System (SLS). Фото: NASA

Создана для межпланетных путешествий

SLS – это единственная ракета, мощности которой достаточно, чтобы отправить пилотируемый космический корабль Orion на Луну и даже дальше. Orion это не маленькая капсула, она довольно большая и тяжелая, предназначенная для четырех астронавтов. Внутри корабль располагает всем необходимым для путешествий в дальний космос, где экипаж имеет возможность есть, спать, работать и проводить время на борту в течение месяцев.

SLS NASA
SLS NASA – единственная ракета, которая может отправить капсулу Orion прямо на Луну. Авторство: NASA

В рамках первой миссии Artemis I Orion улетит пустым – без экипажа и полностью в автоматическом режиме он пролетит мимо Луны, облетит ее и вернется на Землю. Через три недели после старта капсула приводнится в Тихом океане. Одной из главных целей первой миссии Artemis будет проверка способности безопасного вхождения в атмосферу и приземления в нужном месте.

SLS мощнее Saturn V

В ходе испытаний NASA четыре ракетных двигателя работали 8 минут в марте 2021 года и создали тягу в 4000 тонн. Авторство Изображение: NASA

Мегаракета SLS высотой 98 метров почти сравняется с монументом Родина-Мать. Но SLS не дотягивает по высоте до знаменитой Saturn V – последнюю ракету, которую NASA использовала, чтобы доставлять людей на Луну. Ракета эпохи Apollo была на 12 метров выше. Но SLS намного мощнее и будет производить почти 4000 тонн тяги — мощность, которую обеспечивают двигатели ракеты во время старта и подъема в космос. Ее мощности достаточно, чтобы удерживать одновременно восемь Boeing 747 в воздухе. То есть, тяга мегаракеты на 15% больше Saturn V. Более того, будущие конфигурации новой ракеты будут еще мощнее, когда человечество начнет покорять Марс.

Построенная в наследии Space Shuttle

Space Launch System
Ракета следующего поколения Space Launch System. Фото: NASA

SLS в буквальном и переносном смысле построена на основе наследия Space Shuttle. NASA включило в новую ракету основные компоненты «космических челноков», работавших с 1981 по 2011 год. Поэтому схожесть конструкции SLS с ускорителем Space Shuttle – это не случайность. Центральное оранжевое ядро ​​фактически представляет собой удлиненный внешний топливный бак «челноков», питающий четыре основных двигателя. Также при старте боковые твердотопливные ускорители будут помогать ракете набрать необходимую скорость для выхода на орбиту во время первой фазы полета, обеспечивая 75% начального толчка – такую ​​же функцию они выполняли при старте Шаттлов.

SLS – настоящий трансформер

Инженеры разработали SLS таким образом, чтобы ракету можно было усовершенствовать и создавать на ее основе более мощные конфигурации, поскольку будущие миссии Artemis будут сложнее. Первая сборка под названием Block 1 будет использовать центральную ракету с четырьмя основными двигателями и боковыми твердотопливными ускорителями для вывода на орбиту Земли 27-тонной сборки Orion вместе с модулем Interim Cryogenic Propulsion Stage – последний предоставит дополнительный толчок капсуле для полета. Такую конфигурацию NASA планирует использовать для первых трех миссий Artemis, включая высадку на Луну.

Погрузка первой ступени SLS на баржу. Источник: NASA

Более поздние миссии будут иметь более мощную конфигурацию ракеты, включая тяжелую исследовательскую верхнюю часть. Эта ракета, известная как Block 1B, сможет доставить экипаж на Луну вместе с большим объемом груза общей массой до 38 тонн. Последующая итерация SLS, известная как Block 2, обеспечит тягу в 4300 тонн. Это всего на 8% больше Artemis I, но ракета будет способна поднимать колоссальные 46 тонн полезной нагрузки. Такая конфигурация станет «рабочей лошадкой» для отправки грузов на Луну, Марс и другие места назначения в глубоком космосе.

Самая дорогая «ракета нации»

Большинство в NASA и Конгрессе называют SLS «ракетой нации» или «ракетой Америки». Она считается национальным достоянием, предназначенной служить национальным интересам науки – исследовать Солнечную систему. В 2010 году Конгресс принял законопроект о расходах NASA, который не только приказал агентству заключать контракты только с американскими компаниями, но помог создать и поддержать тысячи рабочих мест по всей территории США. Около 3800 поставщиков во всех 50 штатах присоединились к проектам ракеты SLS и Orion. Artemis – это не просто космическая программа, а программа создания рабочих мест.

NASA Artemis
Согласно отчету генерального инспектора, миссии NASA Artemis будут стоить около 4,1 миллиарда долларов за один запуск. Авторство: NASA

Вместе с тем ее называют самой дорогой ракетой из когда-либо построенных. На мартовском комитете Конгресса генеральный инспектор Пол Мартин оценил, что каждый запуск обойдется в 4,1 миллиарда долларов – это примерно одна пятая всего бюджета NASA. Мартин ожидает, что к 2025 году NASA потратит 93 миллиарда долларов на программу Artemis.

Ранее мы сообщали о том, как NASA предоставило возможность всем желающим отправить свое имя на Луну.

По материалам Mashable

Только интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!