Миллион маневров уклонения: Starlink угрожают орбите синдромом Кесслера

За последние полгода спутники Starlink все чаще выполняют маневры уклонения от столкновений. Согласно отчету, поданному SpaceX в Федеральную комиссию по связи США (FCC), спутники широкополосной связи компании SpaceX с 1 декабря 2022 года по 31 мая 2023-го были вынуждены уклоняться более 25 тыс. раз. А с момента их запуска в 2019-м общее количество маневров достигло 50 тыс.

Starlink V2 Mini
Starlink V2 Mini на орбите Земли в представлении художника

Ошеломляющий рост количества маневров по избежанию столкновения спутников Starlink вызывает беспокойство относительно долгосрочной устойчивости спутниковых операций, поскольку тысячи новых космических аппаратов готовятся к запуску на орбиту в ближайшие годы. Резкое увеличение количества маневров беспокоит экспертов, поскольку оно происходит по экспоненциальной кривой. А значит, безопасность на орбите может выйти из-под контроля в недалеком будущем, когда лишь одно случайное столкновение может образовать цепную реакцию каскада глобальной космической аварии на низкой орбите, что поставит под угрозу абсолютно все космические полеты.

Миллион маневров до 2028 года

Данные, собранные профессором астронавтики Саутгемптонского университета в Великобритании Хью Льюисом, показывают, что в первой половине 2021 года спутники Starlink совершили 2219 маневров во избежание столкновений. В следующем шестимесячном периоде, закончившемся в декабре 2021 года, это число возросло до 3333, а затем удвоилось до 6873 в период с декабря 2021-го по июнь 2022 года. Во второй половине 2022-го SpaceX пришлось 13 612 раз менять траектории полетов своих спутников, чтобы избежать потенциальных столкновений. В последнем отчете в FCC компания задекларировала 25 299 маневров во избежание столкновений за последние шесть месяцев, при этом каждый спутник был вынужден переместиться в среднем 12 раз.

Ожидаемый рост угроз столкновения спутников Starlink
Ожидаемый рост угроз столкновения спутников Starlink компании SpaceX. Авторство: Hugh Lewis

«Сейчас, каждые шесть месяцев, количество маневров удваивается. Только за два года оно выросло в 10 раз. Если спрогнозировать, то в течение следующего полугодия их будет 50 тыс., потом 100 тыс., затем 200 тыс. и так до миллиона», — сказал Льюис.

Starlink
График роста количества широкополосных спутников Starlink компании SpaceX на орбите Земли. Изображение: Hugh Lewis

Если тенденция сохранится, то к 2028 году спутникам Starlink придется маневрировать почти миллион раз за полгода, чтобы минимизировать риск орбитальных столкновений. И Льюис не ожидает, что такой рост замедлится в ближайшее время. Пока что SpaceX развернула около трети запланированной группировки первого поколения из 12 000 космических аппаратов и регулярно запускает более 800 спутников в год, и эта тенденция, как ожидается, сохранится в обозримом будущем.

На орбите становится тесно и опасно

Однако спутники первого поколения Starlink — это только начало. FCC частично одобрила планы создания флота Starlink второго поколения, который может состоять из 30 тыс. спутников. А скоро к игре за глобальный спутниковый интернет подключатся другие игроки с Amazon с проектом Kuiper и Китай с Guowang.

Льюис ожидает, что если регуляторы не ограничат количество спутников на орбите, столкновения вскоре станут регулярными, а затем — непредсказуемыми. Конечной точкой этого процесса может стать синдром Кесслера — сценарий, предсказанный в конце 1970-х годов бывшим физиком NASA Дональдом Кесслером — безудержный каскад столкновений, которые могут сделать части орбитальной среды полностью непригодными для использования.

Ранее мы рассказывали о том, как уничтожить объект на орбите.

По материалам Space.