Лунная пыль спасет Землю от глобального потепления

Глобальное потепление из-за парникового эффекта — научно доказанный факт. Сейчас ученые со всего мира ищут способы предотвратить необратимые процессы нагрева Земли. Недавно астрофизики продемонстрировали удивительный способ блокировки солнечного излучения путем использования лунной пыли.

Запуск пыли с поверхности Луны может уменьшить достигающее Земли солнечное излучени
В компьютерном моделировании астрофизики показывают, что запуск пыли с поверхности Луны может уменьшить солнечное излучение, достигающее Земли. Фото: Pexels

Главной причиной повышения температуры является сжигание ископаемого топлива, которое выделяет в атмосферу углекислый газ, удерживая тепло. Без быстрого ограничения выбросов СО2 температура, по прогнозам, повысится более чем на 1,5 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальным уровнем в следующие несколько десятилетий. Худший сценарий предполагает повышение температуры свыше 2 и даже 3 градуса, а в глобальном масштабе это может сильно повлиять на катастрофические изменения климата.

Как затенить Землю от Солнца?

За последние несколько лет было выдвинуто очень амбициозное и противоречивое решение: почему бы не приглушить Солнце? Этот процесс, известный как солнечная геоинженерия. Одна из наиболее горячо обсуждаемых идей предполагает распыление частиц серы в атмосферу в процессе, имитирующем извержение вулканов. Отражающие частицы будут затем отражать солнечные лучи обратно в космос. Подобный процесс в прошлом даже вызвал кратковременный ледниковый период из-за извержения вулкана Тоба 75 тысяч лет назад.

Смоделированный поток пыли пересекает Солнце
Смоделированный поток пыли пересекает Солнце, если смотреть с Земли. Фото: University of Utah

Но что, если бы вместо загрязнения атмосферы мы распылили их в космосе благодаря идеям астроинженерии? В новой статье, опубликованной в журнале PLOS Climate, трио ученых — Бенджамин Бромли, Самир Хана и Скотт Кеньон — обсуждают сценарии, как распылить крошечные светоотражающие частицы в космосе между Землей и Солнцем. Используя компьютерное моделирование, команда обнаружила, что одной из возможностей является использование лунной пыли: выброс ее в космос обеспечил бы временное затемнение нашей родной звезды, как следствие — снижение температуры на нашей планете. При таком сценарии солнечный свет блокировался бы на 1—2%. Этого было бы достаточно, чтобы вызвать что-то похожее на Малый ледниковый период, произошедший в XIV веке.

Решение проблем

Одной из первых идей команды было размещение платформы, разбрасывающей космическую пыль в точке Лагранжа L1, которая лежит примерно на расстоянии 1,4 млн км внутри орбиты Земли непосредственно между Солнцем и нашей планетой. Противоположная точка Лагранжа L2 расположена там, где находится космический телескоп James Webb.

Проблема в симуляции заключалась в том, что пыль быстро сдувалась с точки L1 — она была недостаточно устойчива, чтобы удерживать пылезащитный щит на месте. Поэтому они посмотрели чуть ближе к Земле, а именно — к Луне. И провели моделирование, которое продемонстрировало, что распыление реголита с Луны в направлении точки Лагранжа L1 было самой перспективной стратегией.

Одна из проблем заключается в том, сколько именно пыли нужно. Постоянно отправлять ракеты, полные космической пыли, на платформу в L1 было бы непомерно дорого. Поэтому сама Луна обеспечивает второе преимущество. Ученые предлагают создать достаточно мощную пушку, которая распилила бы реголит в космос. Это вполне возможно из-за низкой гравитации на Луне. Но что произойдет, когда пыль окажется в космосе? К счастью, моделирование показало, что частицы пыли не будут выпадать «метеорным дождем» на Землю. Вместо этого они со временем рассеются и улетят от Солнца, путешествуя в бесконечную тьму.

Распыление реголита можно производить с поверхности Луны
Распыление реголита можно производить с поверхности Луны. Фото: Pexels

Но этот метод нужно реализовать как можно скорее, пока процесс глобального потепления еще остается обратимым.

Ранее мы сообщали о том, что Вселенная быстро нагревается из-за глобального потепления космоса.