Космический аппарат Magellan 29 лет хранил тайну Венеры

Венера — одна из самых удивительных планет Солнечной системы. Она похожа на Землю по размеру, но разительно от нее отличается, и не только составом атмосферы, но и температурными показателями. Одним из этих отличий также является литосфера Венеры — твердая внешняя оболочка планеты.

Иллюстрация большой короны Кецальпетлатля
Иллюстрация большой короны Кецальпетлатля, расположенной в южном полушарии Венеры. Изображение: NASA/JPL-Caltech

На Земле литосфера раздроблена и подвижна, разделена на тектонические плиты, помогающие формировать поверхность планеты, одновременно пропуская тепло из недр планеты вокруг своих неровных краев. Литосфера Венеры, напротив, «бесшовная», что делает механизмы охлаждения и восстановления поверхности планеты чем-то вроде загадки. Новое исследование показывает, что на Венере действительно может быть относительно «мягкая» литосфера, которая регулярно выплескивается на поверхность.

Изучение планеты очень сложное и тяжелое: Венера покрыта густой токсичной атмосферой, поддерживающей температуру поверхности в среднем на уровне +475°C. Отправленные туда посадочные аппараты продержались чуть больше часа на ее поверхности. Но данные, собранные орбитальным аппаратом Magellan десятилетие назад, хранили тайны Венеры все эти годы. Космический корабль использовал радар, чтобы проникнуть через густые облака планеты и сделать изображение поверхности. Теперь ученые использовали эти данные, чтобы обнаружить неожиданный факт: литосфера Венеры может быть тоньше, чем считалось ранее.

Магма близка к поверхности

Во главе с планетарным геофизиком Сюзанной Смрекар из Лаборатории реактивного движения NASA команда исследователей использовала данные Magellan, чтобы тщательно изучить особенности вулканической поверхности, которые называются коронами, а также окружающие их траншеи и хребты. Они обнаружили, что там, где хребты расположены ближе друг к другу, литосфера, по всей вероятности, довольно тонкая, глубиной не более 11 км. Моделирование показывает, что тепловой поток через поверхность в этих местах выше, чем средний тепловой поток на Земле.

Короны на Венере
Короны на Венере напоминают ударные кратеры и состоят из поднятого кольца вокруг затонувшего центра с расходящимися наружу концентрическими разломами. Они также могут быть огромными сотни километров в поперечнике. Фото: NASA/JPL

На Венере относительно немного ударных кратеров, по крайней мере по сравнению с такими планетами, как Марс и Меркурий. Этот контраст давно являлся загадкой для ученых. Чем больше ударных кратеров имеет планета, тем старше считается ее поверхность. Поэтому если на планете немного ударных кратеров, то что-то должно их стереть. Поверхность Венеры на 80% состоит из вулканической породы, что свидетельствует об определенном механизме, который обновляет поверхность планеты и делает ее относительно молодой, например, активный вулканизм. Открытия благодаря Magellan подтверждают эту гипотезу. Длительная потеря тепла в областях короны Венеры указывает на продолжающуюся геологическую активность, поскольку магма находится прямо под поверхностью.

Для детального изучения Венеры NASA планирует в 2027 году запустить миссию VERITAS. Ученые надеются, что они смогут использовать космический аппарат, чтобы поближе рассмотреть интересные короны Венеры.

Ранее мы сообщали о том, как стратосферной обсерватории NASA не удалось найти следов жизни в атмосфере Венеры.

По материалам SciencAalert.