Китайский ровер нашел липкий грунт на обратной стороне Луны

Международная команда исследователей опубликовала результаты анализа данных, собранных китайским луноходом «Юйту-2». Им удалось обнаружить, что грунт на обратной стороне Луны отличается по некоторым характеристикам от грунта на видимой стороне спутника.

Видимая и обратная сторона Луны. Источник: NASA/JPL-Caltech/LRO

«Юйту-2» является частью китайской миссии «Чанъэ-4». В январе 2019 года она совершила первую в истории мягкую посадку на обратной стороне Луны.  За три года работы китайский ровер проехал свыше 1000 м по лунной поверхности. Он занимается изучением химических характеристик и структуры реголита, а также проводит регулярную съемку окружающей местности.

В ходе анализа данных «Юйту-2» исследователи пришли к ряду важных выводов. Так, оказалось, что его колеса проскальзывают меньше, чем у луноходов и лунных автомобилей, совершавших поездки на видимой стороне нашего спутника. Это говорит о том, что реголит на обратной стороне Луны более липкий. Он намного активнее цепляется к колесам «Юйту-2», чем, скажем, грунт на месте посадки предшествующего китайского ровера. Эти данные могут пригодиться инженерам при проектировании новых луноходов.

Ровер «Юйту-2» на поверхности Луны. Источник: CNSA/CLEP

Изучая снимки «Юйту-2», ученые также обратили внимание на темно-зеленый материал на дне одного из кратеров. Он напоминает стекловидное вещество, найденное в образцах экспедиций Apollo. Это первый случай, когда подобный минерал (по всей видимости, образовавшийся во время удара) был найден прямо на месте его формирования.

Еще одно важное отличие обратной стороны Луны заключается в значительном количестве мелких кратеров. В общей сложности, миссия «Чанъэ-4» исследовала 88 формаций, 57 из которых имеют диаметр менее 10 м. По мнению исследователей, многие из них являются «вторичными». Они образовались в результате падения обломков, выбитых при формировании более крупных кратеров. Это связано не с тем, что обратная сторона Луны подвергалась большему количеству ударов, а с вулканической активностью на видимой стороне спутника. Она стерла следы многих малых кратеров.

Местность в районе места посадки «Юйту-2». Источник: CNSA

Напомним, что недавно «Юйту-2» сфотографировал на Луне странную формацию, напоминающую монолит из «Космической одиссеи 2001». Однако при ближайшем рассмотрении она оказалась обычным камнем.

По материалам https://gizmodo.com