James Webb сможет обнаруживать внеземной разум

Космический телескоп James Webb(JWST) обладает одой заманчивой способностью, которой нет у обсерватории Hubble. Речь идет о возможности напрямую видеть планеты, обращающиеся вокруг далеких звезд. Более того, благодаря своей очень чувствительной аппаратуре и зеркалам JWST, вероятно, сможет обнаруживать признаки жизни на далеких мирах.

Обнаружение жизни

TRAPPIST-1e
Художественное изображение TRAPPIST-1e — потенциально обитаемой планеты размером с Землю, обращающейся вокруг красного карлика в 40 световых годах от нас. Источник: NASA

Возможность удаленного обнаружения биосигнатур была горячей темой в последние годы. В нашей Солнечной системе недавнее открытие фосфина в атмосфере Венеры вызвало догадку о том, что это химическое вещество может быть создано микробной формой жизни. Эксперты предположили, что растительную жизнь, использующую фотосинтез для получения энергии, можно обнаружить в инфракрасном диапазоне.

Хлорофилл поглощает видимый свет, но хорошо заметен в инфракрасном диапазоне – он придает участкам, покрытым листвой, отчетливый «красный» оттенок. Однопиксельная фотография далекой планеты уже может сказать о многом. Ее цвет может содержать достаточно информации, чтобы поведать ученым о возможном существовании жизни.

А как же разумная жизнь?

Может ли JWST обнаруживать цивилизации, похожие на нашу? Ответ на этот вопрос лежит в том, как нашу Землю видно из далекого космоса. Мы выделяем отработанное тепло, искусственно освещаем планету ночью. Но, возможно, самое главное — мы загрязняем атмосферу искусственным веществами. Это является «сигналом» другим мирам об активной деятельности разумной жизни на нашей планете.

Космический телескоп James Webb. Источник: NASA

В недавней статье на ArXiv рассматривалась возможность использования обсерватории James Webb для поиска промышленных загрязнителей в атмосферах экзопланет. В документе особое внимание уделялось фреонам (хлорфторуглеводородам). На Земле они производятся в промышленных масштабах в качестве хладагентов и чистящих средств. Они ответственны за возникновение огромной дыры в озоновом слое Земли в 1980-х годах. Если подобные «загрязнители» обнаружат вблизи какой-либо звезды, почти наверняка они будут свидетельствовать о существовании разумной жизни, способной к безудержной индустриализации.

Другими словами, вредные побочные продукты человечества — загрязнение окружающей среды — делают нас «обнаруживаемыми» для инопланетян. В то же время это означает, что мы можем найти другие разумные виды, способные относиться к атмосфере своей планеты с таким же пренебрежением.

Космический телескоп James Webb запущен в конце декабря прошлого года. Недавно он успешно развернул свои инструменты и солнцезащитный экран. Сейчас аппарат находится в процессе калибровки зеркал в рамках подготовки к работе. Через несколько месяцев самая мощная из когда-либо построенных космических обсерваторий нацелится на звезды. Астрономы надеются, что открытия JWST изменят наши представления о Вселенной, как это сделал космический телескоп Hubble три десятилетия назад.

Напомним, что ранее астрофизики не обнаружили на Земле признаков «планетарного разума».