James Webb рассмотрел самую далекую звезду во Вселенной

Астрономы использовали телескоп James Webb (JWST), чтобы изучить звезду Эарендель. Это самое далекое известное нам светило во Вселенной.

Сделанный телескопом James Webb снимок гравитационной линзы, созданной скоплением WHL0137-08. Источник: NASA, ESA, CSA, D. Coe (STScI/AURA for ESA; Johns Hopkins University), B. Welch (NASA’s Goddard Space Flight Center; University of Maryland, College Park)

Звезда Эарендель была найдена в 2022 году телескопом Hubble. Она обладает красным смещением 6,2. Это означает, что испущенному ей свету потребовалось 12,9 млрд лет, чтобы достичь Земли. С учетом фактора расширения Вселенной, сейчас Эарендель (точнее говоря, ее остатки — звезда давно стала сверхновой) находится на расстоянии 28 млрд световых лет от Земли.

С учетом такой огромной дистанции при обычных обстоятельствах ни Hubble ни даже JWST никогда бы не смогли увидеть звезду. К счастью для астрономов, на линии между Эаренделем и Землей расположено массивной скопление галактик WHL0137-08. Его гравитация выполнила роль линзы, в четыре тысячи раз усилив свет далекой звезды.

В прошлом году JWST уже сфотографировал Эарендель. Теперь телескоп вновь вернулся к звезде-рекордсмену, чтобы собрать больше данных о ней. Наблюдения JWST помогли установить, что Эарендель являлась звездой спектрального класса B. Ее поверхность была в два раза горячее солнечной, в то время как светимость превосходила светимость Солнца в миллион раз.

Сделанный телескопом James Webb снимок самой далекой звезды во Вселенной — Эарендель. Источник: NASA, ESA, CSA, D. Coe (STScI/AURA for ESA; Johns Hopkins University), B. Welch (NASA’s Goddard Space Flight Center; University of Maryland, College Park)

Такие массивные звезды часто имеют компаньонов. Астрономы не ожидали, что JWST обнаружит спутников Эаренделя, поскольку они в силу близости друг к другу будут неразличимы. Однако изучив цвет звезды, астрономы обнаружили намек на ее более холодного красного компаньона. Испущенный им свет, был растянут в результате расширения Вселенной до длин волн, превышающих длину волны, которую могут увидеть приборы Hubble, и поэтому был обнаружен только с помощью JWST.

Ранее мы рассказывали о том, как JWST сфотографировал рекордно далекий красный гигант.