James Webb подтвердил открытие самой далекой галактики во Вселенной

В двух исследованиях, результаты которых были опубликованы в журнале Nature Astronomy, астрономы подтвердили открытие телескопом James Webb (JWST) четырех далеких галактик. Они существовали, когда возраст Вселенной составлял от 300 до 500 млн лет.

Зачем James Webb исследует галактики

Одна из ключевых задач JWST заключается в поиске и определении свойств далеких галактик, расположенных на краю наблюдаемой Вселенной. Это важно для проверки теоретических моделей, описывающих условия и процессы, которые привели к образованию первых звезд, галактик и черных дыр.

Спектры и красные смещения четырех далеких галактик, найденных JWST. Источник: NASA, ESA, CSA, M. Zamani (ESA/Webb), Leah Hustak (STScI)

За время работы JWST уже идентифицировал ряд галактик со значительным красным смещением, указывающим на то, что они находятся на очень большом расстоянии от нас. Однако все эти открытия были сделаны фотометрическим методом. Чтобы быть уверенными в оценке расстояния, астрономам необходимо исследовать спектры галактик, что требует некоторого времени.

Рекордно далекая галактика

В 2022 году JWST обнаружил четыре галактики, чей показатель красного смещения z превышал 10. Они получили обозначение JADES-GS-z10-0, JADES-GS-z11-0, JADES-GS-z12-0 и JADES-GS-z13-0. Эти галактики находятся так далеко, что испускаемый ими свет уже полностью сместился в инфракрасную часть электромагнитного спектра. JWST единственный в мире телескоп, способный его зафиксировать.

Изображения четырех найденных JWST галактик. Источник: Emma Curtis-Lake et al. / Nature Astronomy, 2023

Последующие спектроскопические исследования подтвердили первоначальные оценки. Вся найденная четверка существовала тогда, когда возраст Вселенной составлял менее 500 млн лет. Наиболее древней из этих галактик является JADES-GS-z13-0. Мы видим ее такой, какой она была всего через 320 млн лет после Большого взрыва.

Все четыре галактики существовали в эпоху реионизации, когда во Вселенной зажглись первые звезды. Они были бедны металлами и имели совсем небольшую массу по современным меркам, составлявшую порядка 100 млн масс Солнца. Для сравнения, масса Млечного Пути составляет 1,5 трлн солнечных. В то же время, они довольно активно формировали новые светила. Как и в нашей галактике, ежегодно в них формировалось по несколько новых звезд. Предыдущие модели предполагали, что в эпоху реионизации скорость звездообразования была ниже.

Ранее мы рассказывали о том, как JWST обнаружил пылевую бурю на экзопланете.