James Webb и Chandra объединили усилия: полученный результат превзошел все ожидания

С момента запуска летом прошлого года космический телескоп James Webb предоставил множество невероятно волшебных и детальных изображений глубокого космоса. На днях NASA поделилась новым взглядом на некоторые из этих фотографий, объединив инфракрасные данные James Webb с рентгеновскими данными обсерватории Chandra.

NASA опубликовало четыре новых изображения двух галактик, туманности и звездного скопления
NASA опубликовала четыре новых изображения двух галактик, туманности и звездного скопления. Фото: chandra.si.edu

Четыре новые фотографии показывают разнообразные космические объекты, такие как галактики и туманности, объединяя наблюдения на разных длинах волн, чтобы показать особенности, не видимые человеческим глазом.

Кроме James Webb и Chandra, изображения также содержат данные космического телескопа Hubble, работающего в видимом диапазоне, и выключенного космического телескопа Spitzer, который работал в инфракрасном диапазоне, а также рентгеновского инструмента Европейского космического агентства XMM-Newton и телескопа New Technology Европейской южной обсерватории, работающего в видимом диапазоне волн.

Особенности четырех фотографий

NGC 346 — это звездное скопление в галактике, находящейся на расстоянии 200 тыс. световых лет от Земли. Фото: NASA

Звездное скопление NGC 346, расположенное в галактике-спутнике Млечного Пути под названием Малое Магелланово Облако. Инфракрасные данные с James Webb показывают облака пыли и газа, которые используются при формировании звезд и планет. Фиолетовая дымка — это данные Chandra, показывающие последствия вспышки сверхновой, когда массивная звезда достигла конца своей жизни и взорвалась, излучая энергию и свет. Некоторые из самых молодых и самых ярких звезд также излучают рентгеновские лучи, благодаря чему они хорошо заметны для Chandra.

NGC 1672 — спиральная галактика, которая расположена на расстоянии около 60 млн световых лет от Земли. Фото: NASA

Далее следует спиральная галактика NGC 1672 со звездами, рассеянными по всей галактике, но сконцентрированными в виде полосы в центре. Данные Chandra показывают фиолетовые точки, разбросанные вокруг, которые представляют чрезвычайно плотные объекты, как, например, нейтронные звезды и черные дыры. Эти объекты светятся в рентгеновском диапазоне, поскольку они притягивают вещество от соседних звезд, и когда это вещество приближается к объектам, то нагревается из-за трения. Когда оно достигает температуры до миллионов градусов, то излучает рентгеновские лучи, которые могут быть обнаружены такими телескопами, как Chandra.

Мессье 74 (M74)
Мессье 74 (M74) — спиральная галактика, которая расположена на расстоянии 32 млн световых лет от Земли. Фото: NASA

Спиральная галактика M74 заметна с Земли, что позволяет прекрасно разглядеть ее структуру: данные James Webb показывают завихрения пыли и газа, а данные Chandra выделяют особо активные звезды, которые излучают рентгеновское излучение. Аналогично, на знаменитом изображении Туманности Орла (M16) James Webb выделил облака пыли, а Chandra — точки света, где сияют яркие молодые звезды.

M16
Мессье 16 (M16) — Туманность Орла, удаленная примерно на 6500 световых лет от Земли. Фото: NASA

Ранее мы сообщали о чудесах Вселенной глазами телескопа Chandra.

По материалам chandra.si.edu.