James Webb достиг точки Лагранжа

Космический телескоп James Webb (JWST) успешно завершил финальный маневр, который перевел его на рабочую позицию, расположенную на расстоянии 1,5 млн км от Земли. В течение следующих пяти месяцев специалисты миссии будут заниматься настройкой инструментов обсерватории и выравниванием элементов ее зеркала. После этого JWST приступит к выполнению своей научной программы.

Рабочая позиция James Webb

JWST потребовалось 29 дней, чтобы добраться до рабочей позиции. За это время  телескоп успешно развернул свой солнцезащитный экран, а также основное и вторичное зеркала. Финальный маневр, который перевел JWST на нужную орбиту, состоялся 24 января и продолжался 297 секунд. В его ходе обсерватория изменила свою скорость на 1,6 метра в секунду.

Схема траектории полета James Webb и его орбиты вокруг точки L2. Источник: NASA

Рабочая позиция JWST находится на гало-орбите вокруг точки Лагранжа L2 системы Солнце-Земля. Подобное расположение обсерватории связано с ее техническим устройством. JWST должен улавливать инфракрасное излучение от экстремально тусклых объектов, расположенных на границе наблюдаемой Вселенной. Отраженный от поверхности Земли и Луны солнечный свет способен нарушить хрупкий тепловой баланс его инструментов. Именно поэтому для размещения JWST и была выбрана точка L2. В ней телескоп всегда будет повернут своим солнцезащитным экраном по отношению к Солнцу, Земле и Луне.

Подготовка к наблюдениям

Теперь инженеры приступят к подготовке JWST к началу научных наблюдений. В течение следующих трех месяцев они будут заниматься тонкой настройкой бериллиевых сегментов его 6,5-метрового зеркала, чтобы перевести их в рабочую позицию. Еще два месяца уйдет на калибровку научных инструментов. После этого телескоп сможет приступить к выполнению своей научной программы.

График основных операций James Webb в первые полгода после запуска. Источник: ESA

Основными целями JWST станут космологические наблюдения. Обсерватория займется изучением ранних галактик и поиском гипотетических гигантских звезд первого поколения, сформировавшихся сразу после Большого взрыва. Также ее используют для поиска и определения химического анализа экзопланет, исследований черных дыр, протопланетных дисков и объектов Солнечной системы.

Номинальный срок миссии JWST составляет 5 лет. Но в NASA надеются, что телескоп проработает намного дольше. По предварительным данным, благодаря эффективной работе ракеты Ariane 5 во время запуска и точности выполнении маневров, у James Webb остался запас топлива, который позволит ему удерживать рабочую позицию в точке L2 в течение примерно 20 лет.

Напомним, что недавно мы рассказывали про разрабатываемый NASA проект еще более мощного телескопа следующего поколения, который в будущем может прийти на замену JWST.