Hubble стал свидетелем взрыва сверхновой: фото

Просматривая архивные снимки космического телескопа Hubble, команда астрономов обнаружила на этих изображениях захватывающее событие — взрыв сверхновой. Фото сделано всего через несколько часов после смерти звезды. Взрыв произошел на расстоянии 11,5 млрд световых лет.

Скопление галактик Abell 370
Скопление галактик Abell 370. Фото: NASA

Снимки были получены с помощью Hubble в 2010 году при фотографировании скопления галактик Abell 370. Команда во главе с доктором Венлеем Ченом из Университета Миннесоты искала переходные события с гравитационными линзами. Взрыв был скрыт за Abell 370, но поскольку свет огибается вокруг скопления галактик из-за силы тяготения — эффект, известный как гравитационное линзирование — мы можем увидеть взрыв далекой сверхновой, хотя и сильно искаженный.

Красный овал выделяет скопление галактик Abell 370, где произошел взрыв сверхновой. Фото: NASA

Проанализировав детали изображений и создав на основе полученных данных симуляционные модели, ученые определили, что до взрыва сверхновой звезда была красным сверхгигантом с диаметром, примерно в 530 раз больше диаметра Солнца. Но самое интересное, что первое изображение в серии из трех было сделано телескопом Hubble лишь через шесть часов после взрыва, который произошел после распада ядра, а второе и третье — примерно через 10 и 30 дней соответственно.

Регион Abell 370
Регион Abell 370, где появились многочисленные изображения сверхновой. Авторство: NASA, ESA, STScI

Поскольку сверхновая имеет высокий показатель красного смещения — длины волн света растягиваются и смещаются к красной стороне спектра из-за расширения Вселенной — астрономы смогли оценить возраст сверхновой примерно в 11,5 млрд лет. Это открытие делает ее одной из самых древних и отдаленных сверхновых, которые мы когда-либо видели.

Команда надеется, что моделирование поможет в изучении подобных удаленных сверхновых, если они будут обнаружены.

Раньше мы демонстрировали красоту глубокого космоса глазами обсерватории Chandra.

По материалам Nature