Google обновила довоенные карты Мариуполя, а Китай разрабатывает собственный Starship: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: искусственный интеллект нашел новую планету; ученые задумались о том, чем грозит секс в космосе, а мы рассказываем, как украинская астрономия пострадала от российской агрессии.

«Величайший враг знания — не невежество, а иллюзия знания».

― Дэниел Дж. Бурстин

Где искать обломки киевского болида

Международная метеоритная организация опубликовала данные о массе и траектории болида, испугавшего жителей Киева вечером 19 апреля. Он имел первоначальную массу около 200–300 кг. Тогда киевляне подумали, что это очередная российская ракетная атака или даже падение американского спутника. Однако это событие было зарегистрировано камерами European Fireball Network, поэтому сомнений в том, что это падение большого метеорита, нет.

Ученые установили, что болид впервые наблюдался на высоте 98 км над Большой Дымеркой. Он двигался на юго-запад со скоростью 29 км/с и пролетел над Киевом на высоте 80 км. Сама вспышка, которая всех так напугала, произошла на высоте 38 км. Ее яркость достигла -18 звездной величины, что позволяет отнести это событие к категории суперболидов. За первой вспышкой последовала вторая, произошедшая на высоте 32,5 км, а затем еще три на высотах в 31, 30 и 29,5 км.

Последний раз болид видели в 23 км над землей, когда его скорость составляла 10 км/с. Из-за высокой начальной скорости почти весь его материал сгорел в атмосфере. По крайней мере, профили вспышек свидетельствуют о том, что обломки не могли иметь массу больше 1 кг. Если они все же достигли земли, то искать их нужно где-то между поселками Романовка, Попельня, Паволоч и Сроков на границе Киевской и Житомирской областей к юго-западу от Фастова.

Сверхтяжелая китайская ракета будет полностью многоразовой

Китай готовится в начале 2040-х годов запустить сверхтяжелую ракету «Чанчжэн-9», которая будет многоразовой. Ранее ее планировали сделать одноразовой. Сейчас разработчики обещают создать полностью многоразовый носитель, способный выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) 80 тонн груза.

Ракета будет трехступенчатой, каждая из ступеней должна использоваться повторно. Первый старт, запланированный на 2033 год, пройдет еще в одноразовом варианте. Планируется, что носитель высотой 114 м будет иметь стартовый вес 4400 тонн и тягу в 6100 тонн. В полностью одноразовом варианте он сможет выводить на НОО 150 тонн полезной нагрузки, а если сделать многоразовой первую ступень, то в космос можно будет запускать 100 тонн груза.

Что можно увидеть в Мариуполе на спутниковых снимках Google Maps

Героям слава!

На прошлой неделе корпорация Google обновила карты города Мариуполь, в настоящее время оккупированного российской федерацией. Сначала это произошло в версии Pro, а 26 апреля изображения стали доступны и для обычной онлайн-версии.

При этом использовались снимки, сделанные спутниками в ходе боев за город весной прошлого года, на протяжении всего прошлого года и совсем недавно. Поэтому на них можно увидеть как полностью разрушенные кварталы, так и следы прежней мирной жизни, когда над городом еще развевался сине-желтый флаг.

Разговоры для взрослых: Чем грозит секс в космосе

Группа ученых и медиков опубликовала статью, в которой призывает всех заинтересованных приобщиться к обсуждению проблем, связанных с сексом и деторождением в космосе. По мнению специалистов, проблема содержит немало как чисто биологических, так и социальных аспектов.

Биологические риски на самом деле значительно шире и затрагивают вопросы, касающиеся не только поведения человеческого тела во время полового акта в невесомости, но и оплодотворения и развития эмбриона. Социальные и культурные последствия в основном касаются предвидения того, будут ли вообще люди, летящие в космос развлекаться, заниматься там сексом? Будут ли они понимать, насколько высок риск травмирования при половом акте в невесомости? Готовы ли ответственные лица к потоку жалоб и судебных разбирательств, связанных с такими травмами?

Искусственный интеллект открыл планету вне Солнечной системы

Ученые из Университета Джорджии подтвердили существование ранее неизвестной экзопланеты. Но ее первооткрывателями стали не они, а искусственный интеллект — инструмент машинного обучения. Его создали на основе знаний о закономерностях образования крупных тел в протопланетных дисках.

Открытие было сделано при обработке снимков звезды с протопланетным диском, которую ранее уже изучали специалисты и решили, что планеты там нет. Однако искусственный интеллект все же обнаружил признаки наличия большого тела. Тогда ученые повторно исследовали систему и подтвердили, что определенная область диска имеет характерные колебания яркости, обычно считающиеся признаком планеты. В дальнейшем ее присутствие было полностью подтверждено.

Полноценно насладиться зрелищем полярного сияния 23 апреля в Киеве мешала искусственная засветка. Автор снимка — Александр Чубуков (Киевский клуб любителей астрономии «Астрополис»)

Вечером 23 апреля в северной части неба начало разгораться необычное малиновое зарево — полярное сияние, ставшее «эхом» мощной солнечной вспышки. Поскольку небосвод над всей северной частью Украины был чистым, увидеть необычное для наших широт явление могли миллионы людей. Солнечная вспышка класса М произошла 21 апреля 2023 года в группе пятен NOAA 3282 и сопровождалась значительным корональным выбросом массы. От Солнца в космическое пространство «отправился» мощный поток заряженных частиц (преимущественно протонов), на пути которого встретилась Земля.

Интересная цифра: 19 тыс. вулканов

Подводный вулкан. Источник: www.whoi.edu

Большая часть дна земных океанов до сих пор остается неисследованной. В новой работе ученые использовали радарные спутники, чтобы найти подводные вулканы. Их оказалось около 19 тысяч. Дно Мирового океана изучено хуже, чем поверхность Луны. Даже простое картографирование проведено только для его четверти. А оно не менее разнообразно, чем суша. В частности, горы встречаются на нем так же часто.

Редакция The Universe Space Tech рассказывает о крупнейшем радиотелескопе Украины УТР-2, который на протяжении шести месяцев находился под российской оккупацией. Много лет подряд с помощью этого инструмента исследовали нейтронные звезды и активность Солнца.

Во второй статье мы размышляем над вопросом, заменят ли человека умные машины, и выясняем, что мешает искусственному интеллекту захватить мир.

Читайте в предыдущем дайджесте: Спутники обнаружили стремительное таяние ледников, а Airbus показал новую космическую станцию: дайджест новостей