Где искать пригодные для жизни экзолуны

Ученые проанализировали известные экзопланеты и пришли к выводу, что вокруг некоторых из них могут вращаться экзолуны, пригодные для жизни. Однако до сих пор ни один подобный спутник не найден. Также остается еще много факторов, которые могут повлиять на землеподобность этих небесных тел.

Экзолуны
Экзолуна. Источник: Forbes

Какие экзолуны пригодны для жизни

В Солнечной системе более 200 спутников планет. На некоторых из них, например, Энцеладе или Европе, существуют подледные океаны, которые допускают наличие жизни. Ученых заинтересовал вопрос, могут ли условия, пригодные для существования земной жизни, существовать на спутниках экзопланет, в отношении которых все чаще начинает употребляться слово «экзолуны».

До сих пор разные исследователи сообщали об открытии всего нескольких объектов, которые можно назвать экзолунами. Ни один из них не выглядит пригодным для жизни, и полностью подтвержденные объекты среди них тоже отсутствуют.

Но исследователи все же заинтересовались вопросом, какие из уже найденных экзопланет могут иметь пригодные для земной жизни луны. Начали они с того, что отсеяли ряд объектов, которые точно не могут иметь такого спутника, или условия на них неизвестны. Так были отсеяны следующие планеты:

• превышающие Юпитер по массе в 13 раз и более
  • вращающиеся вокруг звезд с массой менее 0,08 солнечной
  • для которых неизвестны ни периоды обращения, ни большая полуось орбиты
  • для которых неизвестны ни масса, ни радиус

Моделирование экзолун

После отбора у ученых осталось 4140 планет. Для каждой из них они смоделировали около 100 тыс. возможных спутников, варьируя параметры орбиты, химический состав, радиус и массу. В результате было найдено 234 случая, когда экзолуна хотя бы чуть-чуть была бы пригодна для жизни.

Землеподобная экзолуна
Землеподобная экзолуна. Источник: Phys.org

Оказалось, что большинство подобных планет вращаются в зоне жизни. Это достаточно ожидаемо, учитывая, что большинство таких планет и сами пригодны для жизни. А вот при расстояниях от звезды больше комфортных пригодными для жизни оказались спутники планет с большими эксцентриситетами орбит и со значительным разогревом от приливных сил.

Неучтенные факторы

При этом сами авторы публикации отмечают, что часть важных факторов осталась неучтенной. В частности, при установлении землеподобности спутника не рассматривалось большое количество факторов, которые могут ее ограничить. В частности, это касается излучения звезды и вспышек на ней.

Сами исследователи считают, что этот фактор частично может нивелировать планета-хозяин. Если она достаточно велика, то ее магнитное поле может отклонить все заряженные частицы, которые угрожают ее спутнику. Также пока не учтены миграции планет. Во время них некоторые экзолуны могут быть потеряны, а некоторые — нет.

Наиболее вероятная землеподобная экзолуна

Наибольшую вероятность существования землеподобного спутника имеет планета Кеплер-459b. Это небольшой газовый гигант, вращающийся вокруг своего светила за 854 дня. Около него может существовать экзолуна с вероятностью жизни 70 процентов.

Два других газовых гиганта в различных системах могут иметь подобные Земле спутники с вероятностью 69 и 64 процента. Подходящий для жизни спутник может быть и у суперземли Kepler-458 b, которая и сама может иметь биосферу. В этом случае можно будет говорить о двойной землеподобной планете.

В конце концов пригодный для жизни спутник может оказаться даже у нашей ближайшей соседки. Правда, вероятность существования жизни на гипотетической луне Проксимы b оценивается только в 14 процентов.